Наши новости

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

ПЕРВЫЙ КРУПНОФОРМАТНЫЙ!

Ассоциация "Пересвет" выпустила первое крупноформатное издание - это материалы Всероссийского научного форума «Пересвет Наука 2021».

В сборник вошли избранные материалы Всероссийского научного форума "Пересвет Наука 2021", посвящённого актуальным направлениям социально-гуманитарных исследований. 

Сборник состоит из разделов «Наука, культура, образование», «Социологические науки. Демография. Статистика», «Политика и международные отношения», «Экономика и управление», «Педагогика и психология», «Филология. Лингвистика. Массовые коммуникации».

Первостепенное внимание на страницах издания уделяется всепроникающему влиянию цифровизации на самые разные стороны нашей действительности, будь то экономика, политика, культура или повседневная жизнь. В особенной степени воздействие виртуально-цифровых технологий проявляется в сфере образования, и речь идет не просто о повсеместном внедрении элементов дистанционного обучения, что во многом было вызвано распространением пандемии коронавируса, но о радикальном изменении самой образовательной парадигмы, когда на смену полученному когда-то «раз и навсегда» базовому образованию приходит концепция непрерывного образования «длиною в жизнь».

В материалах книги получили отражение и актуальные вопросы экономического и социального развития, связанные, в частности, с динамикой изменения доходов населения и показателями социально-экономического благополучия. Также затрагиваются проблемы гендерного равенства, характеризуются современные подходы в индустрии маркетинга, рассматривается особая роль языка как инструмента коммуникации в системе международных и межгосударственных отношений.

Прошедший форум планируется сделать ежегодным. Что же касается сборника, то его красочное оформление следует признать несомненным успехом Ассоциации "Пересвет", сделавшей ещё один шаг в развитии своей издательско-полиграфической деятельности!

ИЗДАН СБОРНИК ТРУДОВ III ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГУМАНИТАРНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК"

Опубликованы материалы III Всероссийской конференции с международным участием "Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук".

По сравнению с материалами прошлых конференций, которые издавались в двух частях, материалы данной конференции уместились в одну компактную книжку. 

В отличие от изданий прошлых двух лет, когда преобладающее количество статей было посвящено экономическим сюжетам или вопросам педагогики, материалы вышедшего сборника в тематическом плане распределены более равномерно. Теперь на его страницах представлены если не все социально-гуманитарные науки, то, по крайней мере, значительная их часть - это история, философия, культурология, социология, экономика, право, педагогика. Нашлось даже место для современной сетевой поэзии!

Организаторы конференции намерены продолжить её проведение и в дальнейшем (напомним, что конференция является ежегодной), а значит, в скором времени нас будут ждать новые интересные сборники, посвящённые актуальным вопросам социально-экономического и культурного развития.

ОПУБЛИКОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА"

Вышел из печати сборник трудов Всероссийской конференции "Человек. Общество. Культура. Антропологический подход в социально-экономических и гуманитарных науках".

Как сказано в аннотации к сборнику, "Антропологический подход направлен на целостное познание человека в разнообразных проявлениях его индивидуального и общественного бытия. Различные направления исследований словно бы сходятся в одной ключевой точке – проблеме человека, которая проецируется на все области современного научного знания в социально-экономической и гуманитарной сферах".

Несмотря на небольшой объем издания, в представленных материалах затрагивается самый широкий спектр сюжетов – это и меняющаяся роль политических партий в современной общественной жизни, и проблема трудоустройства в предпенсионном возрасте, и влияние компьютерных игр на словарный состав русского языка, и вопросы перевода аудиовизуального контента на стриминговых сервисах.

Особое внимание, что вполне закономерно, уделяется вопросам образования, а именно влиянию информационных и цифровых технологий на образовательные процессы. Ключевым вопросом в этой связи является институционализация дистанционного образования, которая еще далека от своего завершения.

А открывает сборник (раздел «История. Этнология. Антропология») статья на историко-культурологическую тему, посвященная проблемам взаимного культурного влияния народов древней Евразии (в частности, речь идёт об истории древних тюрок). В сюжете этой статьи пересекаются вопросы истории, археологии и исторической антропологии, что представляется вполне символичным и показательным для заявленной тематики издания.

Составители выражают надежду, что сборник "станет приглашением к дальнейшим исследованиям феномена человека, причем как в широком историческом контексте, так и в разрезе современных социально-экономических, культурных и технологических реалий, меняющихся на наших глазах со стремительной скоростью".

ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЕНА В МУЗЕЯХ И КНИГАХ

Президент Владимир Путин поручил Правительству представить предложения по изучению истории Специальной операции.

26 апреля Владимир Путин поручил Министерству науки и высшего образования совместно с Министерством обороны и Российской Академией наук проработать вопрос об организации изучения истории Специальной военной операции. Соответствующие предложения должны быть подготовлены до конца сентября 2023 года. Одновременно с этим Министерству культуры, Министерству просвещения, Минобрнауки и Минобороны совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при участии «Российского исторического общества» и общественных объединений, осуществляющих поисковую работу, поручено обеспечить создание музеев (региональных, муниципальных, на базе образовательных организаций), посвященных событиям Специальной операции и подвигам её участников. Первые музеи должны быть открыты до конца текущего года. Данные поручения подготовлены по итогам встречи с представителями общественных патриотических и молодёжных организаций, которая состоялась 2 февраля 2023 года в музее-панораме «Сталинградская битва».

Это уже не первые поручения, которые за последнее время Президент даёт историкам через Правительство. Так, 11 декабря 2022 года был принят перечень поручений по результатам встречи с историками и представителями традиционных религий России, прошедшей 4 ноября 2022 года. В нём Правительству совместно с Российской Академией наук, "Российским историческим обществом", "Российским военно-историческим обществом" и Российским обществом "Знание" предписывалось  разработать механизмы популяризации среди молодёжи современных научных знаний, связанных с историей России. Министерству просвещения было предложено проработать вопрос об объединении учебных курсов «История России» и «Всеобщая история» в рамках основного общего и среднего общего образования, а также рассмотреть возможность проведения занятий по истории субъектов Российской Федерации (курс "История родного края") в краеведческих музеях. Минобрнауки совместно с Межведомственной комиссией по историческому просвещению и "Российским историческим обществом" должно рассмотреть вопрос о разработке и внедрении в программы высшего образования учебного курса «История религий России». И, наконец, в преддверии второго саммита "Россия - Африка" (должен пройти в июле 2023 года в Санкт-Петербурге) Минобрнауки совместно с Академией наук и Российским историческим обществом было поручено обеспечить включение в планы работы научных институтов и вузов специальных научных исследований, посвящённых истории и последствиям колониальной политики европейских стран в Африке и на других континентах.

НОВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков представил новую систему высшего образования, которая придёт на смену Болонской системе.


Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова на Воробьёвых горах. Источник фото: https://egevpare.ru

Российское высшее образование будет состоять из трёх ступеней. Об этом Валерий Фальков сообщил на расширенном заседании Российского союза ректоров, которое прошло 19 апреля в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. 

Первая ступень - базовое высшее образование сроком от 4 до 6 лет. Оно заменит бакалавриат и специалитет, от противопоставления которых давно уже пора уйти. Базовое (основное) высшее образование с гибкими сроками обучения и актуальными учебными программами возьмёт от бакалавриата и специалитета всё самое лучшее.

По словам В. Фалькова, «Очевидно, что образование должно держать баланс между фундаментальными и прикладными областями знаний в условиях меняющихся задач экономики и рынка труда. При этом с учетом поручения Президента России одна и та же программа в соответствии с целями и потребностью работодателей может быть реализована в разные сроки. Надо дифференцировать сроки подготовки специалистов с высшим образованием в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности». 

При реализации программ базового (основного) высшего образования должны быть сохранены принципы междисциплинарности, а также усилены практико-ориентированные подходы подготовки кадров. Университеты, работодатели и государственные ведомства  будут совместно устанавливать сроки обучения по каждой программе. Главное же, чтобы человек с базовым высшим образованием мог свободно строить карьеру и без диплома магистра.

Вторая ступень - специализированное высшее образование. По сути это та же магистратура продолжительностью 1 - 2 года, плюс ординатура и ассистентура (стажировка). Реформированию магистратуры вообще уделено особое внимание. Как отметил Фальков, «Последние 20 – 25 лет магистратура по большей части является продолжением высшего образования первого уровня. Таким образом, она пока не выполняет функции настоящего углубленного уровня высшего образования. В новой системе высшего образования необходимы серьезные трансформации магистратуры, ее усовершенствование (как структурное, так и содержательное)». Магистратура, в первую очередь, должна обеспечивать углубленную подготовку кадров.

Введение специализированного высшего образования предполагает следующие изменения:

- Поступление возможно только после окончания базового (основного) высшего образования на конкурсной основе с возможностью бесплатного обучения;

- Совершенствование правил приёма: на программы специализированного обучения невозможно будет поступить без профильного или смежного базового высшего образования;

- Специализированное образование должно стать более престижным в системе высшего образования, в том числе за счёт увеличения бюджетных мест;

- Разделение специализированного образования на академическое и профессиональное. Последнее может софинансироваться отдельными компаниями и целыми отраслями.

Третья ступень - аспирантура (адъюнктура). Она направлена на подготовку научных и научно-практических кадров. Поступить в аспирантуру смогут те, кто получил базовое высшее образование, но со сроком обучения не менее 5 лет, или выпускники магистратуры.

Итак, если суммировать всё сказанное, то в рамках первой ступени студентам в основном будут преподавать практико-ориентированные дисциплины. Подготовкой же будущих учёных займутся в магистратуре и в большей степени - в аспирантуре.

Перемен в области образования будет много, и коснутся они не только формы и сроков обучения, но и содержательной части. Прежде всего, будут переработаны перечни специальностей (направлений подготовки) и образовательных программ, которые необходимо привести в соответствие с современным состоянием технической мысли и тенденциями развития мировой науки. Действующий перечень был утвержден более десяти лет назад - в 2012 году. 

Квалификация должна теперь отражать область профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник вуза. Срок обучения по каждому направлению будет определяться, исходя из текущих потребностей экономики и требований рынка труда. В дипломе, помимо уровня образования и направления подготовки (специальности), будет указываться и количество лет обучения.

А. К.

Источники: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российская газета




С 1 СЕНТЯБРЯ СТУДЕНТЫ БУДУТ ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ РОССИИ ПО ОБНОВЛЁННОЙ ПРОГРАММЕ

2 февраля Экспертный совет по развитию исторического образования при Министерстве науки и высшего образования утвердил Концепцию преподавания истории России для студентов вузов, обучающихся по неисторическим специальностям и направлениям подготовки.

Большая аудитория Исторического факультета СПбГУ. Источник фото: сайт СПбГУ

Первостепенное внимание в Концепции отводится многовековому развитию российской государственности, особой роли России в мировой истории. В основе Концепции лежит представление о единстве исторического процесса, понимаемого как поступательное развитие всего человечества. На конкретных исторических примерах показывается процесс формирования многонационального и многоконфессионального российского народа, раскрывается созидательный характер Российского государства, подчёркивается вклад народов России в развитие общества, экономики, науки и культуры.

Концепцию разработали ведущие специалисты Института всеобщей истории и Института российской истории Российской Академии наук. Как сказал директор ИРИ РАН, член Президиума Российского исторического общества Юрий Петров, "С самого начала мы поставили перед собой задачу интегрировать в содержание курса материалы по истории всеобщей, поскольку наша страна развивается в тесной связи с мировыми процессами. Также мы уделили внимание региональной и отраслевой истории".

Участвовавший в заседании Экспертного совета председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин отметил, что концепция была разработана в целях перехода к единому содержанию курса истории России во всех вузах страны: "Глубоко убежден в том, что тысячелетняя история России <…> — это наше общее достояние, наше общее наследие. И у каждого молодого человека, живущего в нашей стране, есть неотъемлемое право знать эту историю". По словам Сергея Нарышкина, принятый документ "устанавливает требования к уровню знаний, которыми должен обладать студент, а не к методам достижения образовательного результата".

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул, что "История, как наука и учебная дисциплина, формирует отношение общества к своему прошлому, учит по-новому смотреть на настоящее, формирует целостное мировоззрение". В нынешних условиях вузам следует обратить особое внимание на кадровое и методическое обеспечение преподавания истории. "Нагрузку в 4 зачетные единицы надо рассматривать, в первую очередь, как возможность развития кадрового потенциала и кадрового усиления соответствующих кафедр. В этой связи мы рекомендуем ректорам вузов привлекать молодых специалистов к преподаванию истории", - пояснил Валерий Фальков.

Обновлённый курс истории вводится в российских вузах с 1 сентября 2023 года. Он насчитывает не менее 144 часов, 80 % из которых отводятся на классические лекции и семинары. А в самое ближайшее время начнётся подготовка методических материалов для вузов, разработка специальных курсов повышения квалификации для преподавателей. В перспективе - создание новых учебников по истории России.

P. S. 21 февраля, в Послании к Федеральному Собранию Владимир Путин предложил вернуться к традиционной для нашей страны системе высшего образования со сроком обучения от четырёх до шести лет. Если профессия требует узкой специализации, у студента будет возможность продолжить образование в магистратуре или ординатуре. Аспирантура может быть выделена в отдельный уровень профессионального образования, связанный с подготовкой кадров для преподавательской и научной деятельности. "У молодежи, у наших граждан должны появиться новые возможности для качественного образования, для трудоустройства, профессионального роста. Повторю еще раз: возможности, а не проблемы", - сказал Президент.


Источник: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации


Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки




ПЯТЫЙ ВЫПУСК СБОРНИКА "КУЛЬТУРА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ"

Ассоциация "Пересвет" продолжает издание сборников серии "Культура и гуманитарные науки в современном мире". Из печати вышел пятый выпуск.

Сборник начинается с вводной статьи, посвященной особенностям развития русской философии. Этот небольшой очерк словно бы задает тон всем остальным материалам сборника, делая акцент на рефлексии окружающих нас социальных и культурных реалий и выявлении стоящих за ними смыслов и ценностных установок. Данный посыл находит продолжение уже в следующей статье, где идет речь о генетической связи между древними мифологическими представлениями и основными концептами современных философских взглядов на природу человека.

Особое внимание в материалах книги отводится сюжетам, связанным с изучением литературных и публицистических текстов. Исследуется отражение идей Ф.М. Достоевского в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», анализируются различные подходы к написанию сценариев в истории отечественного кинематографа, характеризуются взгляды на роль культуры в историческом развитии России, представленные в публицистических работах Александра Солженицына. Роль визуального восприятия и феномен гипертекстуальности в постмодернистской литературе наглядно раскрываются на примере одного из романов современного американского писателя Марка Z. Данилевского.

В прошлых выпусках сборника широко затрагивалась тема культурной и межкультурной коммуникации. На этот раз она рассматривается как в плоскости коммуникативного пространства «сцена – зритель» на примере сюжетов, посвященных истории зарождения российского театра, так и в гораздо более широком плане – в контексте культурного взаимодействия между странами. В последнем случае предметом внимания авторов выступают российско-китайские культурные контакты (и в целом отношения России со странами Дальнего Востока). На примере Республики Башкортостан описывается вклад субъектов Российской Федерации в развитие российско-китайского культурного сотрудничества на современном этапе. Также российско-китайские культурные связи рассматриваются и в исторической ретроспективе, на примере истории экспорта в Россию предметов китайского декоративно-прикладного искусства.

Отдельный блок статей посвящен вопросам филологии и лингвистики, причем рассматриваются они в тесной связи с культурологическим подходом. Это и изучение различных аспектов когнитивной лингвистики на примере русского и английского языков, и культурологический анализ специальных терминов шведского языка, и проблема мультилингвизма в современном обществе, и такой концептуальный вопрос, как взаимосвязь филологии и философии на примере дискуссии, имевшей место среди российских философов и филологов в конце ХХ века.

Не были обойдены вниманием и проблемы образования, в частности обосновывается значимость устной речи, и в целом искусства речевого воздействия, в работе педагогов дошкольного и школьного образования.

Представлена на страницах сборника и современная культурная повестка. Характеризуются основные этапы развития феминизма в России и его нынешнее состояние. А на примере модного дома "Prada" исследуется сотрудничество предприятий высокой моды с видными представителями современного искусства.

ВЫШЕЛ ВТОРОЙ СБОРНИК, ПОСВЯЩЁННЫЙ ВОПРОСАМ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Представляем второй выпуск сборника "Россия и мир. Мировая экономика и международные отношения в эпоху многополярного мира".

Заглавной темой выпуска стали вопросы противодействия преступности. Характеризуются основные принципы предупреждения и профилактики преступлений, зафиксированные в международных документах. Рассматриваются особенности антикоррупционной политики в странах Европейского Союза, анализируется опыт ЕС по выработке и применению механизмов борьбы с коррупцией.

Материалы сборника разделены на четыре небольших раздела. В первом из них («Глобальные проблемы современного мира») как раз затрагивается проблема борьбы с преступностью в международном масштабе.

Во втором («Россия в системе международных отношений и внешнеэкономической деятельности») рассматриваются процессы цифровой трансформации в российской экономике, а также характеризуется влияние трудовых мигрантов на социально-экономическую ситуацию в российских регионах.

Третий раздел («Страны и регионы мира») включает статьи, в которых раскрываются особенности социально-экономического и политического развития отдельных стран и регионов. Здесь обращает на себя внимание анализ внутренней политики Египта на протяжении последних десятилетий (как до, так и после "Арабской весны").

Последний раздел посвящен проблематике международных отношений, в частности, такому актуальному направлению внешней политики, как публичная дипломатия (на примере отношений Испании со странами Латинской Америки).

Материалы сборника представляют интерес для специалистов, изучающих экономику и политику отдельных стран, регионоведение и международные отношения.

ИЗДАНЫ МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ "ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА, ЧЕЛОВЕК В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ"

Из печати вышел сборник трудов Всероссийской конференции «Общество, культура, человек в цифровую эпоху. Медиаэкономика, медиаполитика, медиакультура».

Сборник, как и сама прошедшая конференция, посвящен комплексному влиянию информационных и цифровых технологий на развитие современного социума. Он состоит из четырех разделов, в которых последовательно рассматриваются вопросы из области социологии, политики, экономики и образования.

Первый раздел («Цифровое общество. Развитие социума в новой технологической реальности») посвящен тому радикальному воздействию, которое оказывают цифровые технологии на различные стороны общественной жизни. И в первую очередь здесь поднимается столь актуальный в наше время вопрос о влиянии виртуальной реальности на физическое, психологическое и духовное состояние современного человека. А отрицательные последствия этого влияния сказываются не только на детях и подростках, но и на вполне взрослых пользователях мобильных гаджетов и Интернета. Также на конкретных примерах рассказывается о том, как в современных отечественных медиаресурсах преломляются острые социальные проблемы.

Во втором разделе («Цифровое государство и цифровая политика. Политические институты и цифровые технологии») цифровые технологии исследуются как инструмент политической коммуникации. Речь идет о таком перспективном направлении, как цифровая дипломатия, феномен которой рассматривается на примере внешней политики США.

В третьем разделе («Цифровая экономика – экономика знаний и инноваций») характеризуется влияние цифровых технологий на экономические и хозяйственные отношения. В материалах раздела представлено как теоретическое осмысление процессов цифровизации экономики, так и конкретные примеры («кейсы») применения данных технологий в экономической практике. В частности, рассматривается их роль в работе предприятий малого и среднего бизнеса, исследуется структура компетенций экономически активного населения в условиях цифровой экономики, раскрываются аспекты инновационного развития экономики Азербайджана.

Наконец, четвертый раздел («Образование в цифровую эпоху») содержит статьи, посвященные влиянию технологий на воспитание и образование. Представлены результаты исследования по определению рисков ранней цифровой зависимости у детей старшего дошкольного возраста и выявлению компетенций воспитателей дошкольных образовательных учреждений в профилактике ранней цифровой зависимости у дошкольников. Практика использования технологий дистанционного обучения в высшей школе рассматривается на примере учебной дисциплины «Физическая культура».

Очевидно, что пандемия коронавируса, пик которой, - как очень бы хотелось надеяться, - мы всё-таки уже прошли, поспособствовала чуть ли не тотальному проникновению технологий в нашу жизнь. И потому изучение процессов цифровизации неизменно будет приобретать всё большую актуальность и значимость.



РЕСПУБЛИКИ ДОНБАССА, ЗАПОРОЖСКАЯ И ХЕРСОНСКАЯ ОБЛАСТИ - СНОВА ВМЕСТЕ С РОССИЕЙ!

30 сентября 2022 года в Георгиевском зале Московского Кремля состоялась церемония подписания договоров о принятии Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей в состав Российской Федерации.

Подписание договоров, 30 сентября 2022 г. Фото: Григорий Сысоев, РИА Новости

Договоры подписали: со стороны России - Владимир Путин, со стороны Донецкой Народной Республики - глава ДНР Денис Пушилин, Луганской Народной Республики - глава ЛНР Леонид Пасечник, Запорожской области - глава администрации Запорожской области Евгений Балицкий, Херсонской области - глава администрации Херсонской области Владимир Сальдо. Принятие новых регионов в состав России стало возможным благодаря волеизъявлению их жителей на референдумах 23 - 27 сентября. Как отметил в своем выступлении Владимир Путин, жители Донбасса и освобождённых областей "сделали выбор быть со своим народом, быть с Родиной, жить её судьбой, побеждать вместе с ней. За нами – правда, за нами – Россия!".