Наши новости

НОВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков представил новую систему высшего образования, которая придёт на смену Болонской системе.


Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова на Воробьёвых горах. Источник фото: https://egevpare.ru

Российское высшее образование будет состоять из трёх ступеней. Об этом Валерий Фальков сообщил на расширенном заседании Российского союза ректоров, которое прошло 19 апреля в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. 

Первая ступень - базовое высшее образование сроком от 4 до 6 лет. Оно заменит бакалавриат и специалитет, от противопоставления которых давно уже пора уйти. Базовое (основное) высшее образование с гибкими сроками обучения и актуальными учебными программами возьмёт от бакалавриата и специалитета всё самое лучшее.

По словам В. Фалькова, «Очевидно, что образование должно держать баланс между фундаментальными и прикладными областями знаний в условиях меняющихся задач экономики и рынка труда. При этом с учетом поручения Президента России одна и та же программа в соответствии с целями и потребностью работодателей может быть реализована в разные сроки. Надо дифференцировать сроки подготовки специалистов с высшим образованием в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности». 

При реализации программ базового (основного) высшего образования должны быть сохранены принципы междисциплинарности, а также усилены практико-ориентированные подходы подготовки кадров. Университеты, работодатели и государственные ведомства  будут совместно устанавливать сроки обучения по каждой программе. Главное же, чтобы человек с базовым высшим образованием мог свободно строить карьеру и без диплома магистра.

Вторая ступень - специализированное высшее образование. По сути это та же магистратура продолжительностью 1 - 2 года, плюс ординатура и ассистентура (стажировка). Реформированию магистратуры вообще уделено особое внимание. Как отметил Фальков, «Последние 20 – 25 лет магистратура по большей части является продолжением высшего образования первого уровня. Таким образом, она пока не выполняет функции настоящего углубленного уровня высшего образования. В новой системе высшего образования необходимы серьезные трансформации магистратуры, ее усовершенствование (как структурное, так и содержательное)». Магистратура, в первую очередь, должна обеспечивать углубленную подготовку кадров.

Введение специализированного высшего образования предполагает следующие изменения:

- Поступление возможно только после окончания базового (основного) высшего образования на конкурсной основе с возможностью бесплатного обучения;

- Совершенствование правил приёма: на программы специализированного обучения невозможно будет поступить без профильного или смежного базового высшего образования;

- Специализированное образование должно стать более престижным в системе высшего образования, в том числе за счёт увеличения бюджетных мест;

- Разделение специализированного образования на академическое и профессиональное. Последнее может софинансироваться отдельными компаниями и целыми отраслями.

Третья ступень - аспирантура (адъюнктура). Она направлена на подготовку научных и научно-практических кадров. Поступить в аспирантуру смогут те, кто получил базовое высшее образование, но со сроком обучения не менее 5 лет, или выпускники магистратуры.

Итак, если суммировать всё сказанное, то в рамках первой ступени студентам в основном будут преподавать практико-ориентированные дисциплины. Подготовкой же будущих учёных займутся в магистратуре и в большей степени - в аспирантуре.

Перемен в области образования будет много, и коснутся они не только формы и сроков обучения, но и содержательной части. Прежде всего, будут переработаны перечни специальностей (направлений подготовки) и образовательных программ, которые необходимо привести в соответствие с современным состоянием технической мысли и тенденциями развития мировой науки. Действующий перечень был утвержден более десяти лет назад - в 2012 году. 

Квалификация должна теперь отражать область профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник вуза. Срок обучения по каждому направлению будет определяться, исходя из текущих потребностей экономики и требований рынка труда. В дипломе, помимо уровня образования и направления подготовки (специальности), будет указываться и количество лет обучения.

А. К.

Источники: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российская газета