Наши новости

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

НАЧАЛСЯ ВЫПУСК МНОГОТОМНОЙ "ИСТОРИИ РОССИИ"

В Москве было представлено многотомное академическое издание "История России".


История России. Том 2. Фото: Александр Шалгин, Российское историческое общество

В последний раз многотомный труд по истории нашей страны выходил более полувека назад, во времена Советского Союза - это была "История СССР", издававшаяся в 1960 - 1970-е годы. С тех пор сменилось не только название нашего государства, но поменялось практические всё - и общественно-политический строй, и экономика, и культура, и идеология, и, наконец, международная обстановка. Необходимость нового фундаментального труда, посвящённого объективному и обстоятельному взгляду на нашу историю, давно назрела.

Ещё в 2013 году Президент Владимир Путин поддержал предложение историков о подготовке нового академического издания по истории России. Более 400 учёных из Института российской истории Российской Академии наук, других научных учреждений, а также музеев, архивов и библиотек в течение десяти лет трудились над этим глобальным проектом.

И вот, 23 апреля в Москве, в Доме Российского исторического общества на Воронцовом поле был представлен первый том новой "Истории России", выпущенный издательством "Наука". 

Как заявил на презентации председатель Российского исторического общества, глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин, "Это не просто полотно истории, теперь мы располагаем наиболее полным сводом достижений исторической мысли".

Выход подобного труда имеет не только научное, но и большое общественно-политическое значение. По словам Сергея Нарышкина, «Сегодня <…> прошлое вынужденно превращается нашими противниками в настоящее поле боя. Под их ударами оказываются даже давно доказанные, основанные на неопровержимых фактах истины - от роли советского солдата в освобождении Восточной Европы в годы Второй Мировой войны до исторического, языкового и культурного единства Древнерусского государства».

У современной России долгое время не было академически выверенного, концептуального изложения собственной истории. Как сказал по этому поводу директор Института российской истории РАН Юрий Петров, «В постсоветский период ситуация была такова, что за 30 лет у нас такого сводного обобщающего труда не возникло. Это был исходный пункт в понимании того, что издание этой серии необходимо для страны, для нашего общества. Это является академической, фундаментальной базой для научных исследований. Это издание будет неким “камертоном” при подготовке учебных пособий для средней школы и вузов».

Об особой значимости многотомника для сферы образования, и особенно для высшей школы, заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков: «История России - это фундаментальная дисциплина, преподаваемая во всех вузах страны, на всех направлениях подготовки. И для преподавателей этого курса появление соответствующего академического издания, серьёзно дополняющего готовящийся сейчас учебник, будет очень полезно».

В основе многотомника лежит принцип неразрывности и преемственности всех периодов отечественной истории, заложенный ещё Николаем Михайловичем Карамзиным в его знаменитой «Истории Государства Российского». Всего планируется выпустить 20 томов (29 книг), охватывающих период от появления на территории России первых людей до современности. Наряду с известными материалами, при работе над изданием были привлечены новые источники, позволившие по-новому оценить и интерпретировать многие события и факты.

Том, представленный на апрельской презентации, был посвящён самому началу древнерусской истории - обширному временному отрезку от Великого переселения народов до возникновения и расцвета Древней Руси (VI - середина XIII века). В этот период восточные славяне выходят на мировую историческую сцену, основывают первые города, создают собственную государственность и культуру. В написании труда объёмом свыше тысячи страниц участвовали более тридцати авторов из одиннадцати российских регионов. Кстати, древнерусские княжества называются в книге землями, что больше соответствует реалиям рассматриваемой исторической эпохи. 

Как отметил Юрий Петров, в вышедшем томе "приводится много фактов, доказывающих, что наша история неразрывна, и что народ, который зарождался в Древней Руси, был единым". Эта ключевая идея  неразрывности и единства истории нашего Отечества красной нитью проходит через всё многотомное издание.

С кратким содержанием томов "Истории России", как уже вышедших из печати, так и готовящихся к изданию, можно ознакомиться здесь.

ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ИСТОРИИ

Министерство науки и высшего образования разработало базовый учебно-методический комплекс по дисциплине "История России".


История России. Источник фото: Издательство "Наука"

Базовый учебно-методический комплекс по дисциплине «История России» включает в себя базовую рабочую программу и базовый фонд оценочных средств. УМК соответствует нынешнему стандарту исторического образования, представленному в «Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки»

Комплекс разработан по всем основным образовательным направлениям - социально-гуманитарному, естественнонаучному, педагогическому, инженерному, медицинскому, культура и искусство, техника и транспорт - для студентов всех форм обучения.

Как сказано в кратком вступлении к документу, преподавание истории России направлено, в первую очередь, на формирование исторического сознания как основы для понимания происходящих в современном мире событий. Отмечается, что "именно историческое сознание является наиболее существенной составляющей гражданской и национальной идентичности населения Российской Федерации".

Цель изучения истории России - "формирование у студентов общегражданской идентичности, основанной на понимании исторического опыта строительства российской государственности на всех его этапах, понимании того, что на всем протяжении российской истории сильная центральная власть имела важнейшее значение для построения и сохранения единого культурно-исторического пространства национальной государственности".

Кроме краткого содержания учебного материала, списка литературы и образцов тестовых заданий УМК содержит, например, рекомендации по проведению исторической реконструкции. Последняя признаётся как "особый метод исторического познания, опирающийся на изучение частично сохранившихся фактов и свидетельств прошлого и позволяющий его воссоздать и объяснить". Приводятся даже сценарии исторической реконструкции по отдельным историческим сюжетам. Кроме того, в качестве дополнительных методов изучения истории предлагаются знакомство с экспозициями музеев, проведение деловых игр, коллоквиумов, дискуссий и круглых столов.


Базовый учебно-методический комплекс по дисциплине «История России» (рабочая программа и фонд оценочных средств)

УКАЗ ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

В канун Дня Победы, 8 мая Президент Владимир Путин подписал Указ об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения.


Памятник Минину и Пожарскому. Фото: Larisa, источник: http://fotokto.ru/photo/view/5633399.htm

Историческое просвещение определяется в документе как "регулируемая государством деятельность по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России". Научные знания и образование составляют основу исторического просвещения.

Целями государственной политики в данной области выступают "формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей". Это предполагает сохранение памяти о значимых событиях и выдающихся личностях российской истории, популяризацию достижений отечественной науки и культуры, патриотическое и гражданское воспитание, а также "повышение престижа профессий, связанных с историческим просвещением".

В тексте Основ Россия понимается как "государство-цивилизация, сплотившее русский и многие другие народы на пространстве Евразии в единую культурно-историческую общность и внёсшее огромный вклад в общемировое развитие". Отмечается самобытный цивилизационный путь России в рамках мирового исторического процесса, подчёркивается преемственность всех этапов российской истории. 

Одна из важнейших задач государства на современном этапе - пресечение попыток фальсификации истории как в России, так и за рубежом, а в более широком смысле - противодействие деструктивной идеологии и информационной агрессии.

В Основах названы и основные механизмы реализации государственной политики в области исторического просвещения. Это выработка единой методологии преподавания истории (от дошкольных образовательных учреждений до вузов), создание общегосударственной линейки учебников по российской и всемирной истории, а также по истории родного края, государственная поддержка исторических и культурных проектов, реализуемых как государственными, так и общественными организациями, совершенствование института научной экспертизы, возрождение программ исторического просвещения в учреждениях культуры, образования и науки, развитие познавательного туризма, поддержка краеведения, замена иностранных образовательных платформ отечественными аналогами, разработка системы мониторинга публикаций по социально-гуманитарным наукам на основе показателей, независимых от зарубежных рейтингов, выпуск исторических кинофильмов и многое-многое другое.

Отдельно оговаривается необходимость создания системы государственного и общественного контроля над рынком компьютерных игр "для исключения неконтролируемого распространения цифровых продуктов, создающих искажённое представление о событиях отечественной и мировой истории, а также о месте и роли России в мире".

Эффективность обозначенных мер будет обеспечивать Межведомственная комиссия по историческому просвещению при Президенте России. Главным результатом проводимой политики должен стать рост чувства сопричастности граждан России к истории своей страны.

С полным текстом Указа об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения можно ознакомиться здесь.

ОБРАЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА ПУТИНА В СВЯЗИ С ТРАГЕДИЕЙ В КРАСНОГОРСКЕ

23 марта Президент Владимир Путин выступил с обращением к гражданам России в связи со страшным терактом в концертном зале "Крокус Сити Холл" в городе Красногорске.


Источник фото: сайт Президент России

Уважаемые граждане России!

Обращаюсь к вам в связи с кровавым, варварским террористическим актом, жертвами которого стали десятки мирных, ни в чём не повинных людей – наши соотечественники, в том числе дети, подростки, женщины. За жизнь пострадавших, тех, кто находится в тяжёлом состоянии, сейчас борются врачи. Уверен, они сделают всё возможное и даже невозможное для сохранения жизни и здоровья всех раненых. Особые слова благодарности экипажам скорой помощи и санитарной авиации, бойцам спецподразделений, пожарным, спасателям, которые делали всё, чтобы сохранить жизни людей, вывести их из-под огня, из эпицентра возгорания и задымления, избежать ещё больших потерь.

Не могу оставить без внимания помощь простых граждан, которые в первые минуты после трагедии не остались равнодушными и безучастными и наряду с врачами и сотрудниками спецслужб оказывали первую помощь, доставляли пострадавших в больницы.

Необходимую помощь окажем всем семьям, в чью жизнь пришла страшная беда, раненым и пострадавшим. Выражаю глубокие, искренние соболезнования всем, кто потерял своих родных и близких. Вместе с вами скорбит вся страна, весь наш народ. 24 марта объявляю днём общенационального траура.

В Москве и Подмосковье, во всех регионах страны введены дополнительные меры антитеррористического и противодиверсионного характера. Главное сейчас – не дать тем, кто стоит за этой кровавой бойней, совершить новое преступление.

Что касается расследования этого преступления и результатов оперативно-разыскных действий, то в настоящее время можно сказать следующее. Все четверо непосредственных исполнителей теракта, все те, кто стрелял, убивал людей, найдены и задержаны. Они пытались скрыться и двигались в сторону Украины, где, по предварительным данным, для них с украинской стороны было подготовлено окно для перехода государственной границы. Всего задержано 11 человек. Федеральная служба безопасности России, другие правоохранительные органы работают над выявлением, вскрытием всей пособнической базы террористов: тех, кто обеспечивал их транспортом, намечал пути отхода от места преступления, готовил схроны, тайники с оружием и боеприпасами.

Повторю: следственные и правоохранительные органы сделают всё, чтобы установить все детали преступления. Но уже очевидно, что мы столкнулись не просто с тщательно, цинично спланированным терактом, а с подготовленным и организованным массовым убийством мирных, беззащитных людей. Преступники хладнокровно и целенаправленно шли именно убивать, расстреливать в упор наших граждан, наших детей. Как когда-то нацисты, творившие расправы на оккупированных территориях, они задумали устроить показательную казнь, кровавую акцию устрашения.

Все исполнители, организаторы и заказчики этого преступления понесут справедливое и неизбежное наказание. Кем бы они ни были, кто бы их ни направлял. Повторю: мы установим и покараем каждого, кто стоит за спиной террористов, кто готовил это злодеяние, этот удар по России, по нашему народу.

Мы знаем, что такое угроза терроризма. Рассчитываем здесь на взаимодействие со всеми государствами, которые искренне разделяют нашу боль и готовы на деле реально объединять усилия в борьбе с общим врагом, международным терроризмом, со всеми его проявлениями.

Террористов, убийц, нелюдей, у которых нет и не может быть национальности, ждёт одна незавидная участь – возмездие и забвение. Будущего у них нет. Наш общий долг сейчас, наших боевых товарищей на фронте, всех граждан страны – быть вместе в одном строю. Верю, так и будет, потому что никто и ничто не может поколебать нашу сплочённость и волю, нашу решимость и мужество, силу единого народа России. Никому не удастся посеять ядовитые семена розни, панику и разлад в наше многонациональное общество.

Россия не раз проходила через тяжелейшие, порой невыносимые испытания, но становилась ещё сильнее. Так будет и сейчас.


Источник: Президент России

II ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ "ПЕРЕСВЕТ НАУКА 2023"

Под самый занавес уходящего 2023 года в Санкт-Петербурге прошёл II Всероссийский форум "Пересвет Наука 2023".


Идея провести в конце года некое масштабное мероприятие, которое бы подводило итог исследованиям в области социально-гуманитарных наук, возникла в рядах Ассоциации "Пересвет" поздней осенью 2021 года. Тогда же была предпринята робкая попытка её реализовать - в итоге, два года назад состоялся первый Всероссийский научный форум с нехитрым названием "Пересвет Наука". Эксперимент был признан удачным, мероприятие получило отклик, и вот теперь, в декабре уже 2023 года эту попытку решили повторить. И пусть пока у организаторов достаточно скромные возможности, в обозримом будущем форум вполне может стать достойным завершением научных поисков за уходящий календарный год.

Как и в первый раз, форум состоял из двух частей - основной, которая включала небольшое пленарное заседание и тематические секции ("Культура и искусство", "История и социология", "Экономика, финансы и управление", "Право", "Педагогика и психология", "Междисциплинарные исследования"), и профильной. В последнюю вошли круглый стол по вопросам образования, небольшая конференция, посвящённая филолого-литературоведческим исследованиям, и конкурс студенческих научных работ.

И поскольку по итогам первого форума был издан не просто содержательный, но и весьма красочный сборник, все, - и участники, и гости, и просто интересующиеся наукой - с нетерпением будут ждать выхода материалов второго форума "Пересвет Наука 2023".

Доклады, отмеченные дипломами на основной части форума:

Секция

"Культура и искусство"

Вань Динчэн (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица) - "Тибетская тханка: к вопросу стиля" (научный руководитель: доктор искусствоведения, доцент, профессор Ольга Борисовна Элькан).

Секция

"Экономика, финансы и управление"

Абдуллина Аделя Марселевна (Казанский государственный энергетический университет) - "Проблемы входа на рынок и выхода с рынка".

Секция

"Педагогика и психология"

Мезенина Наталия Владимировна (Средняя общеобразовательная школа № 48, г. Новоуральск) - "Инновации в обучении английскому языку".


IV ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГУМАНИТАРНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК"

В Санкт-Петербурге прошла ежегодная конференция, посвящённая актуальным направлениям исследований в области социально-гуманитарных наук.

Конференция "Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук" традиционно проходит в конце года, в ноябре-декабре. Исключением стал лишь 2022 год, когда в силу организационных причин мероприятие не проводилось. 

Конференция, как написано в её Программе, была посвящена рассмотрению актуальных вопросов в сфере социально-гуманитарных исследований, выявлению перспективных направлений исследовательской работы и обмену научным опытом.

Общее число участников составило более 30 человек, представлявших различные российские вузы. Была организована работа 9 секций, в рамках которых было представлено более 20 докладов и сообщений. Как и на других недавних мероприятиях, проведённых Ассоциацией "Пересвет", на данной конференции также прослеживалась, хотя и в более скромном виде, культурная тематика (сюжеты, связанные с преподаванием музыки и изучением современной литературы). Однако большая часть затронутых тем была всё же связана с педагогикой и психологией. Сборник по итогам конференции организаторы обещают издать в начале 2024 года.

Доклады и сообщения, отмеченные специальными дипломами:

Секция

"Мировая экономика и международные отношения"

Батраков Никита Романович (Северо-Кавказский федеральный университет) - "Содружество Независимых Государств как инструмент вынужденной антистрессовой меры".

Секция

"Педагогика и психология"

Чистякова Ирина Георгиевна, Плешко Анатолий Андреевич (Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке) - "Работа с начинающими певцами над поэтическим текстом в романсах русских композиторов".


Секция

"Филология. Лингвистика. Литература"

Кузьмина Антонида Петровна, Григорьева Евгения Владимировна (Средняя общеобразовательная школа № 3 города Якутска) - "Об истоках патриотизма (тема Малой Родины в лирике Эдуарда Корнилова)".

Черемных Юлия Александровна (Пермский государственный национальный исследовательский университет) - "Ассоциативный эксперимент как метод изучения концептов".

ЗАЩИТИТЬ ДИССЕРТАЦИЮ СТАНЕТ ПРОЩЕ

Правительство внесло изменения в порядок защиты кандидатских диссертаций.

Аспиранты и соискатели смогут теперь защитить кандидатскую диссертацию в виде научного доклада, подготовленного на основе опубликованных ранее работ. Более того, если у аспиранта-очника есть не менее десяти публикаций, значимых с точки зрения развития науки и техники, он может представить по ним на защите обзорный доклад. Такая новация сократит бюрократические и организационные издержки, связанные с выходом на защиту диссертации, а самое главное - освободит драгоценные время и силы для исследовательской работы.

Применительно к докторским диссертациям подобный порядок был введён два года назад, в 2021 году. В частности, у соискателей докторской степени в области гуманитарных, общественных и экономических наук должно быть не менее 50 научных публикаций.

Изменения также коснутся диссертационных советов – появится возможность создавать «разовые» советы для защиты конкретных научных работ, если их тематика не совпадает с компетенциями постоянно действующего в вузе или научном институте диссертационного совета.

Начнёт, наконец, последовательно внедряться в процесс государственной научной аттестации электронный документооборот. С апреля 2024 года все аттестационные дела будут рассматриваться только в электронном виде.

Не секрет, что в новейший период российской истории отечественная наука столкнулась с очень серьёзными вызовами. И дело было не в одном только хроническом недофинансировании, хотя оно, несомненно, сыграло свою зловещую роль. Нарушалась преемственность научных школ, из науки уходили молодые, перспективные кадры. Потери здесь были, надо сказать, весьма и весьма ощутимые. По словам секретаря Совета Безопасности Николая Патрушева, число научных сотрудников в России за последние два десятилетия сократилось примерно на 25%. Однако основной костяк специалистов, судя по всему, удалось всё же сохранить.

Как известно, к основным мерам поддержки научных работников традиционно относят повышение зарплат и обеспечение жильём, и это, конечно, правильно, это очень хорошо. Но только этим поддержка учёных, и особенно молодых специалистов, ограничиваться не должна. Крайне важно создавать в целом благоприятные условия для исследовательской работы и научного поиска. И меры по совершенствованию научной аттестации, о которых говорилось выше, как раз находятся в этом ряду. Сюда же надо отнести и работу по созданию в нашей стране университетских комплексов мирового уровня. Так, к 2028 году планируется построить 17 университетских кампусов, причём не только в Москве и Петербурге, но и в Новосибирске, Екатеринбурге, Калининграде, Челябинске и многих других городах.

И, кстати, о численности учёных - немного статистики. Наконец-то наметилась положительная динамика! По данным Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, число научных сотрудников в России в 2022 году впервые выросло за последние годы - до 669,9 тыс. человек (на 7,2 тыс., или на 1,1%, по сравнению с 2021 годом). Впрочем, численность научных кадров пока всё ещё отстаёт от уровня 2010 года - в 736,5 тыс. человек.

России удалось удержаться в пятёрке мировых лидеров по такому показателю, как эквивалент полной занятости в науке (отражает время, фактически израсходованное научным персоналом на выполнение исследований и разработок) - 737 тыс. человеко-лет. Первую строчку в этом рейтинге занимает Китай с недостижимыми 5,716 млн. человеко-лет (!), за ним следуют США (2,415 млн.), Япония (942 тыс.) и Германия (754 тыс.).

Также отмечается постепенное омоложение российских научных кадров. Численность учёных до 30 лет выросла за 2022 год на 1%, в возрасте 30-39 лет - на 0,1%, 40-49 лет - на 4,8%. При этом число учёных старшего возраста сократилось: в диапазоне 50-59 лет - на 4,4%, 60-69 лет - на 2,6%. В целом за 2010 - 2022 годы доля молодых учёных в возрасте до 39 лет выросла с 35,5% до 44,1%, в возрасте 40-49 лет - с 14,7% до 19,3%.

Возрастная структура научных работников (в %). Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ 

В РОССИИ СОЗДАН НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Президент Владимир Путин подписал указ о создании Национального центра исторической памяти.

Музей Победы на Поклонной горе. Источник фото: сервис news.myseldon

Целями создания центра в указе названы сохранение и защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, а также реализация общественно значимых проектов и инициатив. Центр является некоммерческой организацией, его учредителем выступило Управление делами Президента Российской Федерации. Руководителем центра назначена историк Елена Малышева, бывшая до этого деканом факультета архивного дела Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета. Ранее она также возглавляла проект «Без срока давности», посвящённый сохранению памяти о Великой Отечественной войне.

Идея создания центра была озвучена, как минимум, год назад, в ноябре 2022 года, на Всероссийской конференции «Россия: единство и многообразие». Министр культуры Ольга Любимова заявила тогда о запуске пилотного проекта по созданию Национального центра исторической памяти на базе Музея Победы. Содержательную основу деятельности центра должны составить база данных об участниках войны и тружениках тыла «Лица Победы», выставка «Подвиг народа», экспозиция военной техники под открытым небом, материалы информационного агентства «Победа.РФ». К работе центра предполагается привлечь движение «Бессмертный полк».

Владимир Путин на заседании Российского организационного комитета «Победа» в сентябре 2023 года поддержал инициативу: «Считаю, нам нужен такой центр. Соответствующие поручения будут даны по итогам сегодняшнего заседания. Прошу без всяких проволочек, оперативно решить все организационные и финансовые вопросы». На том же заседании Президент отметил, что «история стала использоваться как оружие идеологической борьбы, и нам необходим адекватный инструмент защиты, способный не только отражать, но и предотвращать всякие удары подобного рода». В преддверии грядущего 80-летия Победы необходим проект, который посредством артефактов, трофейных материалов и подлинных архивных документов охватил бы все ключевые события Великой Отечественной войны.

По словам директора Музея Победы Александра Школьника, центр будет заниматься, в том числе, созданием «массового, широко тиражируемого информационного, просветительского и культурного продукта. Нам необходим перевод исторических цифр и фактов в эмоции, впечатления и убеждения. Мы должны превратить историческую науку, сухие архивные данные и документы в материал доступного знания и инструмент публичного диалога».

Напомним, что защита исторической памяти является одной из приоритетных задач Стратегии национальной безопасности России. 


АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ ОБСУДИЛИ НА КОНФЕРЕНЦИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

В Санкт-Петербурге прошла II Всероссийская научно-практическая конференция "Человек. Общество. Культура. Антропологический подход в социально-экономических и гуманитарных науках".

Антропологический подход направлен на целостное познание человека в разнообразных проявлениях его индивидуального и общественного бытия. Первая конференция по этой проблематике была проведена Ассоциацией "Пересвет" в ноябре 2021 года. В этом году традицию решено было продолжить.

Основная идея состоит в том, что антропологический аспект должен так или иначе присутствовать во всех сюжетах, которые вносятся в программу мероприятия. Насколько это получилось, можно судить по темам представленных докладов.

Например, в секции "Человек в контексте актуальных вопросов развития культуры" рассматривались понятия культурных стереотипов и различий, а также особенности миссионерской деятельности на Крайнем Севере, в секции "История. Общество, Политика" раскрывались основные подходы к пониманию нации, проводился сравнительный анализ организационной культуры России и Китая, в секции "Экономика и управление" делался акцент на инструментах эффективного менеджмента на предприятии, а в секции "Психология и педагогика" затрагивалась такая важная для нашего времени проблема, как психологическая безопасность подростков.

Впервые появился отдельный, пусть и небольшой, раздел "Искусство и музыка". В него вошли доклады аспирантов из Китайской Народной Республики, посвящённые истории классической и народной музыки.

Сборник по итогам конференции обещают выпустить до конца года, хотя, как показывает опыт, не исключён его выход в чуть более отдалённый срок, например, в январе.

Участники конференции, удостоенные дипломами:

Секция

"История. Общество. Политика"

Петрякова Елена Александровна (Астраханский государственный технический университет) - "Условия становления специалиста в процессе формирования универсальных компетенций (дотрудовой период)".

Юн Соён Вячеславовна (Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы) - "Организационная культура Китая и России".

Секция

"Экономика и управление"

Вавилова Мария Александровна (Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина) - "Организация внутреннего контроля на коммерческих предприятиях".

Плышевская Елена Николаевна (Уральский государственный университет путей сообщения) - "Повышение эффективности системы управления устойчивым развитием на предприятии".

Секция

"Психология и педагогика"

Шацова Наталья Владимировна, Лахтеева Светлана Владимировна, Логвинова Юлия Владимировна (Институт психологии творчества Павла Пискарёва) - "Игропрактика как психотехнология современности".

Загребина Динара Фаргатовна (Оренбургский государственный педагогический университет) - "Психологическое благополучие подростков: вызовы современного мира".

В ПЕТЕРБУРГЕ ПРОШЛА КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЁННАЯ ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

"Человек в современном мире" - так называлась конференция, которую Ассоциация "Пересвет" провела в рамках Года педагога и наставника. Мероприятие было также приурочено к прошедшему Дню учителя, который традиционно отмечается 5 октября.

Год педагога и наставника. Логотип @ Центр просветительских инициатив Минпросвещения России

Год педагога и наставника объявлен Президентом России «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность». Решение посвятить этот год учителю подтверждает значимость той великой гуманистической миссии, которая лежит в основе педагогической профессии, а вернее говоря - служения. Ведь именно талантливый педагог, опытный наставник открывает детям путь к познанию и развитию, к достижениям и открытиям, формирует в каждом ребёнке ценностные ориентиры, позволяет найти себя и своё призвание, стать счастливым и самодостаточным человеком. Кстати, 2023 год был выбран отнюдь неслучайно - в этом году исполнилось 200 лет со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.

Год педагога и наставника – это не только выражение благодарности, признательности и любви нашим дорогим учителям, это ещё и прекрасная возможность для профессионального развития, расширения кругозора, знакомства с коллегами и восприятия новых идей - всему этому как раз и была посвящена конференция "Человек в современном мире".

На предложение принять участие в мероприятии откликнулись специалисты из ведущих научных и учебных центров России, включая новые регионы. Что отрадно, не обошли его вниманием и молодые исследователи - студенты и аспиранты, кому сюжеты педагогики близки хотя бы в силу возраста. Были среди участников и иностранные гости - аспиранты из Китайской Народной Республики.

О широте затронутых на конференции тем говорят названия секций - "Историческое наследие российской педагогики", "История мировой педагогической мысли", "Семейная педагогика", "Дошкольная и школьная педагогика", "Тенденции и вызовы современного образования", "Цифровые технологии в образовании", "Наставничество и волонтёрское движение" и другие.

И хотя педагогическая проблематика регулярно присутствует в мероприятиях Ассоциации, прошедшая конференция стала первым масштабным проектом, целиком посвящённым вопросам обучения, воспитания и образования. Возможно, данный опыт организаторам следует взять на заметку и повторить его в следующем году, а ещё лучше - сделать конференцию постоянной, ведь издавался же Ассоциацией в своё время отдельный тематический сборник по педагогике и психологии, который, кстати, так и назывался - "Человек в современном мире".

Наиболее интересные доклады, отмеченные специальными дипломами:

Секция

"Цифровые технологии в образовании"

Меттини Эмилиано (Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова), Вигель Нарине Липаритовна (Ростовский государственный медицинский университет) - "Виртуальная образовательная среда как тренд современной образовательной системы".

Секция

"Методики и технологии обучения"

Рыбальченко Юлия Сергеевна (Сургутский государственный университет) - "Роль внеучебной деятельности в развитии социальной компетентности студентов".

Черных Наталья Сергеевна (Сибирский федеральный университет) - "Значимость и актуальность развития самоменеджмента для студента вуза в рамках современных образовательных трендов".