Наши новости

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

В ПОМОЩЬ ТЕМ, КТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЮ ВОЙНЫ

К настоящему времени, благодаря оцифровке колоссального массива документов, созданы несколько обширных баз данных, заметно облегчающих работу по изучению Великой Отечественной войны как для профессиональных историков, так и для тех, кто стремится восстановить историю своей семьи, найти сведения о своих родных, ушедших на фронт и не вернувшихся домой. Ниже приводится перечень соответствующих интернет-ресурсов. 

Изображение взято из сети Интернет


"Память народа"

Информационная система создана под эгидой Министерства обороны в мае 2015 года для увековечения памяти о защитниках Отечества. Цель проекта – предоставить посетителям портала с помощью интерактивных инструментов наиболее полную информацию об участниках Великой Отечественной войны. Портал объединяет базы данных, содержащие сведения о бойцах, как вернувшихся с фронта, так и погибших и пропавших без вести, о совершённых ими подвигах и полученных наградах.

Все сведения объединены в единую информационную систему с возможностью подбора документов и восстановления истории службы воина. Имеются разделы "Участники войны", "Боевые операции", "Воинские захоронения", "Воинские части" и "Документы частей". По имеющимся в базе архивным документам можно восстановить боевой путь соединений, воинских частей и отдельных военнослужащих от места призыва до места гибели, последнего места службы или до возвращения домой. На данный момент система содержит свыше 109 млн. оцифрованных страниц архивных документов. В перспективе предполагается охват всей военной истории России, начиная с эпохи Петра Первого до настоящего времени.


"Подвиг народа"

В этом ресурсе основной акцент делается на участниках Великой Отечественной войны, совершивших воинский подвиг, который был отражён в наградных документах. Раздел "Люди и награждения" содержит поиск людей в наградных листах и приказах о награждении, раздел "Документы" - поиск соответствующих приказов и указов, раздел "География войны" - поиск данных о месте и времени совершения подвига.


"Мемориал"

Обобщённый банк данных о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Создан по инициативе Министерства обороны в 2007 году. Ресурс содержит почти 17 млн. цифровых копий документов о безвозвратных потерях и 20 млн. именных записей о потерях Красной Армии в Великой Отечественной войне. Обнародованы первичные места захоронений более, чем 5 млн. солдат и офицеров. Восстановлены имена 1 млн. военнослужащих - узников фашистских концлагерей. Банк данных ежегодно пополняется новыми сведениями. Так, за последний год внесено 150 тысяч записей о потерях, 143 тысячи записей из паспортов захоронений и 1,8 млн. карточек на раненых.


"Я помню"

Ресурс содержит уникальное собрание воспоминаний участников Великой Отечественной войны. На текущий момент число размещённых на сайте воспоминаний о войне превышает 2,5 тысячи. По словам создателей проекта, "Наша задача через фильмы, книги, интервью, лекции передать историческое знание новым поколениям, вызвать ощущение причастности к великому событию, построить мостик между героями былых времен и современниками". Ресурс постоянно дополняется новыми материалами.


"История России в фотографиях"

Фотолетопись России с середины XIX века до 1999 года. Проект реализован московским Мультимедиа Арт-музеем при технической поддержке "Яндекса". Ресурс насчитывает более 190 тысяч фотографий из государственных музеев, архивов и частных коллекций.


"Военный альбом"

Цифровой архив фотографий Второй мировой и Великой Отечественной войны. Частный проект Станислава Жаркова. Фотографии тщательно систематизированы и по возможности снабжены детализированным текстовым описанием.


"Фотографии прошлого"

Проект по сбору свидетельств прошлого в фотографиях, привязанных к конкретным географическим объектам. Позволяет увидеть, как менялась та или иная локация во времени. 


"Старые карты России и зарубежья"

Обширный цифровой архив исторических карт. По словам основателя проекта Сергея Тарасова, "было интересно привязать старые карты к координатной сетке и обеспечить возможность детального ознакомления с ними". У посетителей сайта есть возможность синхронного просмотра, сравнения и наложения карт, а также, благодаря сервису pastvu.com, просмотра фотографий и рисунков, привязанных к координатам старых карт.


За идею подборки благодарим Евгения Норина.

ПРОЕКТ "КАРТА ПОБЕДЫ"

В канун 80-летия Победы Госфильмофонд России при поддержке Министерства культуры запустил совместно с Национальным центром исторической памяти мультимедийный проект "Карта Победы".

Боевые действия на линии советско-германского фронта (август 1942 года).

Коллаж. Источник: «Браво, Воронеж! Виват, Россия!»

Проект представляет собой интерактивную карту, на которой события Великой Отечественной войны соотнесены с кадрами кинохроники, архивными фотографиями и фильмами. Каждый месяц Великой Отечественной представлен не только историческими картами, но и чередой кино- и фотодокументов, последовательно фиксирующих события боевых лет. Можно увидеть, как выглядели сражения и битвы, как шло освобождение городов, какой трудовой подвиг совершали советские люди в тылу и какой была их повседневная жизнь в военные годы. Такая соотнесённость фактов и документов делает историю войны максимально наглядной.

Проект "Карта Победы" имеет, прежде всего, просветительскую направленность. Школьникам и студентам, равно как и всем интересующимся, он позволит самостоятельно изучать историю Великой Отечественной войны. Проект, реализованный на русском, английском, китайском и фарси, открыт для сотрудничества с музеями, архивами и библиотеками, с историческими клубами и обществами по всему миру. Предполагается, что в дальнейшем пользователи смогут самостоятельно размещать на сайте документы военного времени, касающиеся истории своей семьи.

Как заявил, представляя проект, генеральный директор Госфильмофонда Денис Аксенов, "Карта Победы" "содержит в себе уникальные хроники Госфильмофонда, которые ранее практически не публиковались, научные статьи, экспертные мнения видных историков". Одна из важнейших и очевидных задач проекта - сохранение исторической памяти. Как сказала Елена Малышева, руководитель Центра исторической памяти, "мультимедийный продукт "Карта Победы" - это не только информационная составляющая в новом формате, но это тот проект, который имеет очень глубокий образовательный, воспитательный и методический подход для сохранения исторической памяти".


Сайт проекта "Карта Победы"

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫМ НАУКАМ ПРОШЛА В ШЕСТОЙ РАЗ

30 апреля в Санкт-Петербурге прошла ежегодная, шестая по счёту конференция "Социальные и гуманитарные науки в XXI веке. Итоги, вызовы, перспективы". И уже второй год мероприятие проходит в международном формате.


Как и прежде, конференция носила междисциплинарный характер. Но ключевые направления в её работе выделить всё-таки можно. Прежде всего, это патриотизм и, в частности, патриотическое воспитание, причём как в школе или вузе, так и дома, в семье. Неслучайно конференция проходила в канун 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, обойти стороной патриотическую тему было просто невозможно. Второе направление - педагогика. Значительная часть докладов была посвящена вопросам воспитания и обучения. Очевидно, что оба направления неразрывно связаны друг с другом. Заметим, что в прежние годы по числу докладов обычно лидировали экономисты либо юристы.

В числе иностранных участников были представители Китая, Азербайджана и Алжира. Так, Эльмаддин Гулиев, сотрудник Института рукописей имени Мухаммада Фузули Национальной Академии наук Азербайджана, познакомил аудиторию с малоизвестными страницами истории азербайджанской литературы в период Гражданской войны 1918 - 1921 годов.

Отдельно хотелось бы отметить, что уже второй раз в конференции участвуют магистры Саратовской государственной юридической академии - ребята рассматривали в своих выступлениях различные проблемы правового регулирования, когда законодательство не поспевает за потребностями и явлениями реальной жизни, будь то цифровое неравенство регионов или потребительский экстремизм.

И как всегда, наиболее актуальные и интересные доклады были отмечены специальными дипломами.

Секция

"История и патриотизм"

Савин Кирилл Анатольевич (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема) - "Влияние семейных ценностей на патриотическое воспитание(научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент, доцент Игорь Иванович Галечко).

Секция

"Культура и искусство"

Эльмаддин Гулиев (Институт рукописей имени Мухаммада Фузули Национальной Академии наук Азербайджана) - "Главные литературные силы периода Азербайджанской Демократической Республики".

Секция

"Экономика, финансы и управление"

Борисовский Дмитрий Евгеньевич, Липсман Леонид Ильич (Санкт-Петербургский государственный экономический университет) - "Страховые деривативы: учёт, анализ и перспективы развития в России(научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент, доцент Ирина Петровна Малецкая).

Секция

"Педагогика и психология"

Вагнер Ирина Владимировна  (Институт содержания и методов обучения) - "Традиционные российские ценности экологической этики как аксиологические основы и межпредметное содержание образования для устойчивого развития".

ВОЗОБНОВЛЕНО ИЗДАНИЕ ЕЖЕГОДНОГО СБОРНИКА

Из печати вышел шестой выпуск сборника "Культура и гуманитарные науки в современном мире" - самого первого издания Ассоциации "Пересвет", которое выходит с 2019 года.

Шестой выпуск сборника «Культура и гуманитарные науки в современном мире» продолжает серию научных изданий, посвященных актуальным направлениям исследований в области гуманитарных наук. Задачи сборника, как и прежде, состоят в обобщении результатов научного поиска, а также в создании информационной площадки для обмена опытом и дискуссии по актуальным вопросам изучения культуры, искусства и образования.

Особое место в материалах выпуска занимает тема современного города. Зародившееся в научно-фантастической литературе прошлого века представление о городах будущего со сверхвысокими небоскребами, сияющей рекламой и скоростными автомобилями достаточно быстро перекочевало в кинематограф, а уже в наше время, – благодаря научно-техническому прогрессу, – воплотилось в облике многих современных мегаполисов. Эта невероятная трансформация городского пространства принесла с собой не только очевидный комфорт и потрясающие возможности, но и усугубила проблемы, свойственные большим городам на протяжении всей их истории, такие как преступность, социальное и имущественное расслоение, угрозы физическому и духовному здоровью человека.

Большая и обстоятельная статья посвящена вопросам сохранения памятников церковного искусства, а именно проблеме сохранности икон в действующих православных храмах. Речь, в частности, идет об обеспечении необходимого режима температуры и влажности в действующих церквах и соборах. Данная тема особенно актуальна в условиях активно идущего в последнее время восстановления старинных храмов, равно как и строительства новых.

В материалах сборника отводится также внимание сюжетам, связанным с изучением литературных и публицистических текстов. Так, исследуются средства языковой выразительности в «страшных» рассказах Эдгара По, характеризуются взгляды на патриотизм, представленные в публицистических работах А. И. Солженицына. Не обойдены вниманием и традиционные для данного издания философские темы. В контексте философии медицины характеризуется онтологическая связь философского и медицинского знания, восходящая к глубокой древности. 

Пожалуй, впервые на страницах издания представлена музыковедческая тематика. В соответствующем исследовании раскрывается роль интонации в прочтении музыкальных произведений струнным квартетом. Завершает сборник статья, посвященная важному и одновременно драматическому периоду в истории отечественного театра – на примере театров Саратова исследуется реорганизация театрального дела в первые годы Советской власти.

Как и в предыдущем выпуске сборника, авторами статей являются не только преподаватели и научные сотрудники, но и молодые исследователи – студенты и аспиранты. Хотелось бы выразить надежду, что сборник будет и дальше выходить на регулярной основе!

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В НАУЧНОЙ РАБОТЕ

Искусственный интеллект всё более активно применяется как в научных исследованиях, так и при подготовке научных публикаций, будь то статьи или монографии, - от их написания до редактирования и рецензирования. Уже давно стало общим местом утверждение о том, что за искусственным интеллектом - будущее, равно как и хорошо известны различного рода опасения по поводу повсеместного внедрения ИИ в науке и образовании. Telegram-канал "Пульс науки" приводит краткую характеристику основных систем искусственного интеллекта, используемых в настоящее время в научно-исследовательской работе, и не только.

Изображение взято из сети Интернет


ChatGPT

Передовая модель искусственного интеллекта от американской компании "OpenAI". Основной особенностью модели является её способность генерировать ответы и показывать пользователю ход своих рассуждений в процессе генерации. Кроме того, ChatGPT может создавать изображения и видео, что существенно расширяет функциональные возможности системы.


DeepSeek

Китайская альтернатива ChatGPT, использующая технологию "open-source". Эта "рассуждающая" модель отличается мощным логическим мышлением, подходит для решения аналитических задач и почти не уступает своему сопернику, при этом не имеет лимита по бесплатному использованию функций рассуждающей модели и не требует VPN для использования.


Qwen AI

Ещё одна китайская нейросеть, на этот раз от компании "Alibaba" (владелец всем известного "Aliexpress"), разработанная для работы с текстом и кодом. Модель демонстрирует высокую эффективность в выполнении различных задач, а также обладает возможностью генерировать изображения и видео, что делает её универсальным инструментом в арсенале исследователя.


Perplexity

Бесплатная поисковая система нового поколения, которая предоставляет актуальные и свежие данные с указанием источников. Платформа умеет анализировать видео с пересказом содержания и работать с прикреплёнными PDF-документами, например, научными статьями, выделяя в них ключевые тезисы. Недавно появившаяся функция, позволяющая выбрать наборы источников для поиска и анализа информации (веб, академические публикации, соцсети), делает её особенно ценным инструментом для учёного.


SciSpace

Исследовательская платформа на базе искусственного интеллекта, которая помогает быстро находить, анализировать и синтезировать информацию. Она оснащена инструментами для обзора литературы, извлечения данных, управления цитированием и организации заметок. Также платформа обладает функцией ИИ-ассистента для написания текстов.


Elicit

Ассистент-исследователь, использующий языковые модели для анализа научных данных. Инструмент помогает находить релевантные статьи даже при неполном наборе ключевых слов, суммирует выводы, извлекая из публикаций самую суть.


Consensus.app

Поисковая система с искусственным интеллектом, специализирующаяся на извлечении и обобщении научных данных из рецензируемых источников. Этот продукт создан для упрощения доступа к научной информации как для исследователей, так и для широкого круга пользователей. Превращает огромные массивы научных данных и текстов в компактные обзоры по выбранной теме.


Paperfinder

Поисковая система научной литературы, построенная на использовании больших языковых моделей. Ресурс воспроизводит процесс исследования, позволяя находить труднодоступные и малоизвестные статьи через семантический поиск, который выявляет связи между работами, даже если они не содержат одинаковых ключевых слов.


Blackbox

ИИ-ассистент для работы с кодом. Позволяет, не обладая серьёзными навыками программиста, быстро разбираться в чужом коде, писать собственный, находить и исправлять ошибки. Инструмент может отвечать на вопросы по программированию, объяснять фрагменты кода и предлагать решения без обращения к документации. Поддерживает множество языков программирования.


Deepl

Онлайн-переводчик на базе нейросетей, помогающий переводить тексты на 33 языках, включая русский. Обеспечивает высокую точность перевода и поддерживает обработку не только текстов, но и документов в форматах DOCX, PDF и PPTX (до 5 Мб). Имеются плагин для работы в браузере, позволяющий быстро переводить выделенный фрагмент текста, не отвлекаясь от чтения, а также полноценное приложение, позволяющее выполнять то же самое в любом приложении, которое открыто на компьютере.


Ознакомиться с ГОСТом по использованию систем искусственного интеллекта при работе над научными публикациями можно здесь.


Источник: Telegram-канал "Пульс науки"

ПЯТЫЙ ПО СЧЁТУ

Вышел из печати пятый по счёту (что уже можно считать достижением!) сборник трудов ежегодной конференции "Социальные и гуманитарные науки в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы". Напомним, что в прошлом году конференция получила международный статус, и это на самом деле тоже можно считать определённым достижением.

Цель сборника, как и самой прошедшей конференции – обозначить актуальные направления исследований в рамках современной гуманитарной парадигмы. Под стать этой цели материалы книги разделены на семь тематических разделов – «Культура и искусство», «Мировая экономика и международные отношения», «Экономическая теория», «Экономика, финансы, управление», «Юридические науки», «Искусственный интеллект и цифровые технологии», «Педагогика и психология». Издание адресовано преподавателям, научным работникам, студентам, аспирантам, всем, кому интересны вопросы современного социально-экономического и культурного развития.

Открывает сборник развёрнутая статья, посвящённая педагогическому наследию заслуженного художника Российской Федерации Нины Васильевны Костиной (1934 – 2021). Поместив её в самый первый раздел под названием "Культура и искусство", составители сборника старались подчеркнуть особую значимость культурологическо-гуманитарной составляющей для всего издания.

Как минимум, в трёх последующих разделах затрагивается экономическая проблематика. При этом логику размещения «экономических» статей можно было бы определить так: «от глобального – к конкретному». Сначала идёт раздел, наиболее «глобальный» по охвату и содержанию – «Мировая экономика и международные отношения». Здесь рассматриваются аспекты взаимодействия России со странами Африки. Затем следует раздел «Экономическая теория», посвящённый теоретическим вопросам изучения экономики, в частности, эволюционному подходу в изучении рыночных процессов. Наконец, прикладные вопросы экономики и смежных областей представлены в разделе «Экономика, финансы, управление».

Вошедшие в сборник материалы по праву включают в себя не только анализ тех или иных юридических коллизий, но и содержат оценку эффективности законодательства, равно как и предложения по его совершенствованию (с последними можно ознакомиться в резолюции конференции, которая помещена в конце книги). Не меньший практический интерес имеют и статьи по педагогике (раздел «Педагогика и психология»), в которых затрагиваются вопросы обучения и воспитания, начиная со средней школы и заканчивая военными училищами. В этом же разделе можно узнать об особенностях развития художественного образования в современном Китае.

Важно отметить, что издание сборника подготовлено в сотрудничестве с одним из ведущих вузов России - Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, и это, пожалуй, на данный момент и есть самое большое достижение Ассоциации "Пересвет"!

ПЕРВАЯ КНИГА В НОВОМ ГОДУ!

Вышел из печати сборник научных трудов "Человек в современном мире" - первая книга, выпущенная Ассоциацией "Пересвет" в наступившем году!

В сборник вошли материалы всероссийской конференции с аналогичным названием. На страницах издания раскрываются различные аспекты педагогической теории и практики, рассматриваются вопросы развития современной системы образования. Название «Человек в современном мире» отражает влияние социально-культурных факторов и технологий на процесс формирования человеческой личности, следствием чего являются, с одной стороны, идущий сейчас постоянный поиск оптимальных методов воспитания и обучения, а с другой, перманентная трансформация образовательной системы, и в этом заключается несомненная актуальность сборника. О тематике вошедших в него статей говорят названия разделов - «Историческое наследие российской педагогики», «Семейная педагогика», «Дошкольная и школьная педагогика», «Педагогика высшей школы», «Методики и технологии обучения», «Цифровые технологии в образовании», «Междисциплинарные исследования в педагогике и психологии». Приведенные в статьях эмпирические данные и теоретические обобщения, несомненно, будут представлять интерес для педагогов и психологов, а изложенные авторами методические разработки могут найти практическое применение в учебной и воспитательной работе.

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ В ТРЁХ УЧЕБНИКАХ

Российское военно-историческое общество подготовило к изданию серию учебных пособий по военной истории России.


Фото: Пресс-служба Министерства просвещения России


Презентация учебников прошла 27 января в пресс-центре ТАСС, в День полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады. Авторами пособия являются историки Российского военно-исторического общества (РВИО). Издание полностью синхронизировано со школьным курсом, так что у юных читателей не возникнет трудностей при знакомстве с военной историей нашего Отечества.

Кстати, изучению военной истории большое внимание уделял ещё Пётр I. По словам председателя РВИО, помощника Президента России Владимира Мединского, "Пётр, создавая регулярную армию, обратился к изучению не только западноевропейских военных кодексов и тактики, но и военной истории. Именно изучению военной истории и ее записи, Пётр придавал удивительное для того времени первостепенное значение. Из-под его пера вышел не только известный воинский устав Петра I, но и надиктованная и отредактированная им история Свейской войны".

О важности изучения военной истории сказал на презентации и директор Института Всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян: "Военная история – это важная часть формирования идентичности. Посмотрите учебники в разных странах мира. Очень большой процент материалов касается военных дел. Это и борьба против внешних опасностей, и создание государственности, и суверенитет. Издание, в этом смысле, имеет большую ценность не только для образовательного процесса, но и для формирования понимания нашей национальной особенности, национальной идентичности".

Наряду с Министерством просвещения, учебники прошли экспертизу Института военной истории Военной Академии Генерального Штаба Вооружённых Сил России.

Как сказано в аннотации, "пособие предназначено для учащихся суворовских, нахимовских, кадетских училищ, кадетских классов, для тех, кто хочет выбрать профессию военного, и также для всех, кто интересуется военной историей нашей страны". На страницах учебников содержатся сведения о боевых действиях, тактике и стратегии, вооружении и форме Российской Армии на всём протяжении её истории - с древнейших времён до нашего времени. Всё это дополняют иллюстрации, карты, контрольные задания, исторические источники и специальные QR-коды, ведущие на сайты архивов, библиотек и музеев.

Серия состоит из трёх учебных пособий. Первое пособие (для 6 - 7 классов) посвящено древнерусской и средневековой истории - от эпохи древних славян до конца XVII столетия, второе (для 8 - 9 классов) начинается с Северной войны и завершается Русско-японской войной 1904 - 1905 годов; наконец, третье пособие охватывает ХХ век, начиная с Первой Мировой войны, и события настоящего времени, включая Специальную военную операцию. В последнем пособии особенное внимание уделено истории Великой Отечественной войны, что более чем актуально, учитывая отмечаемое в этом году 80-летие Победы. Так, отдельные параграфы посвящены Битве за Москву, героической обороне Ленинграда, Сталинградской и Курской битвам. Завершает учебник материал о причинах, целях и ходе Специальной военной операции.


Источник: Российское военно-историческое общество

ПЯТАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ, И ПЕРВАЯ - МЕЖДУНАРОДНАЯ

В Санкт-Петербурге прошла пятая по счёту (почти юбилейная!) конференция "Социальные и гуманитарные науки в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы". Мероприятие впервые получило международный статус.


Как и в прошлые годы, конференция характеризовалась широкой палитрой тем, охватывающих самые разные направления исследований в области социально-гуманитарных наук. На первое по очерёдности место, если не считать пленарную часть, организаторы поставили культурную тематику (секция "Культура и искусство"). Представители Уральского государственного архитектурно-художественного университета имени Н.С. Алфёрова ознакомили аудиторию с творческим и педагогическим наследием Нины Васильевны Костиной (1934 - 2021), чьи живописные полотна, хорошо известные в советское время, являют яркий пример сочетания традиций академизма и реализма в современном отечественном искусстве.

В условиях нового многополярного мира особое значение приобретает экономическое и политическое взаимодействие России со странами Глобального Юга и, в частности, с государствами Африканского континента. Экономическим аспектам российско-африканского сотрудничества и трудностям, возникающим на этом пути, был посвящён доклад на секции "Мировая экономика и международные отношения".

Традиционно большой блок тем был связан с экономической проблематикой. Причём это были не только прикладные сюжеты, такие как обеспечение устойчивого развития предприятий или экономика отрасли физкультурно-спортивных услуг, но и вопросы сугубо теоретические, например, влияние эволюционистских идей Чарльза Дарвина на современную экономическую теорию.

Актуальность докладов на секции "Юридические науки" подчёркивалась самими их названиями ("Актуальные вопросы охраны труда", "Актуальные проблемы института защиты гражданских прав"). Отдельный интерес вызвало сообщение, посвящённое вопросам правового регулирования деятельности казачьих обществ на территории внутригородских муниципальных образований.

Иностранными участниками конференции стали молодые исследователи из Китайской Народной Республики. Их выступления, вошедшие в секцию "Педагогика и психология", были посвящены развитию художественного образования в Китае и применению технологий виртуальной реальности на искусствоведческих дисциплинах и в ходе художественной практики.

На основе представленных докладов в итоговую резолюцию были внесены следующие рекомендации и предложения (сообразно тематике секций):


1) Для успешной реализации российских проектов в Африке необходим тщательный анализ социально-экономической и политической ситуации в отдельных африканских государствах и на континенте в целом.

2) В целях повышения доступности физкультурно-спортивных услуг рекомендуется усилить государственные инвестиции в данную отрасль, внедрить льготные тарифные программы, расширить доступ малых предпринимателей к кредитным продуктам и стимулировать развитие отечественного производства спортивного инвентаря.

3) Для улучшения показателей Индекса клиентоцентричности служб занятости населения предлагается учитывать в методике расчёта Индекса цифровые компетенции клиентов и региональные различия, и, в частности, более всесторонне анализировать специфику рынка труда в каждом конкретном регионе.

4) Необходимо закрепить в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» понятие возвратного лизинга с указанием целей, порядка, круга субъектов и объектов данного правового механизма. Для лизинговых компаний следует разработать рекомендации по заключению сделок возвратного лизинга с целью развития добросовестной практики и пресечения злоупотреблений по таким сделкам.

5) Необходимо уделять больше внимания вопросам развития культуры охраны труда как одного из главных элементов управления предприятием.

6) Для устранения правовой коллизии необходимо внести соответствующие изменения в Закон Санкт-Петербурга «О казачестве в Санкт-Петербурге», Закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» и уставы внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга, а также наделить полномочием по утверждению устава казачьих обществ внутригородские муниципальные образования Санкт-Петербурга.

7) Применение технологии виртуальной реальности в сфере художественного образования должно быть оправданным и уместным, ни в коем случае не являться самоцелью. Оптимальным вариантом представляется использование данной технологии в качестве вспомогательного обучающего инструмента. При этом необходимо всячески избегать отчуждения человека под воздействием цифровых технологий.


Доклады, отмеченные на конференции специальными дипломами:

Секция

"Экономика, финансы и управление"

Волков Владислав Александрович (Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова) - "Экономические показатели и факторы, влияющие на развитие физкультурно-спортивных услуг".

Секция

"Юридические науки"

Сорокина Юлия Николаевна (Саратовская государственная юридическая академия) - "Особенности защиты прав должника в приказном судопроизводстве в гражданском процессе" (научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Михаил Юрьевич Лебедев).


НАЧАЛСЯ ВЫПУСК МНОГОТОМНОЙ "ИСТОРИИ РОССИИ"

В Москве было представлено многотомное академическое издание "История России".


История России. Том 2. Фото: Александр Шалгин, Российское историческое общество

В последний раз многотомный труд по истории нашей страны выходил более полувека назад, во времена Советского Союза - это была "История СССР", издававшаяся в 1960 - 1970-е годы. С тех пор сменилось не только название нашего государства, но поменялось практические всё - и общественно-политический строй, и экономика, и культура, и идеология, и, наконец, международная обстановка. Необходимость нового фундаментального труда, посвящённого объективному и обстоятельному взгляду на нашу историю, давно назрела.

Ещё в 2013 году Президент Владимир Путин поддержал предложение историков о подготовке нового академического издания по истории России. Более 400 учёных из Института российской истории Российской Академии наук, других научных учреждений, а также музеев, архивов и библиотек в течение десяти лет трудились над этим глобальным проектом.

И вот, 23 апреля в Москве, в Доме Российского исторического общества на Воронцовом поле был представлен первый том новой "Истории России", выпущенный издательством "Наука". 

Как заявил на презентации председатель Российского исторического общества, глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин, "Это не просто полотно истории, теперь мы располагаем наиболее полным сводом достижений исторической мысли".

Выход подобного труда имеет не только научное, но и большое общественно-политическое значение. По словам Сергея Нарышкина, «Сегодня <…> прошлое вынужденно превращается нашими противниками в настоящее поле боя. Под их ударами оказываются даже давно доказанные, основанные на неопровержимых фактах истины - от роли советского солдата в освобождении Восточной Европы в годы Второй Мировой войны до исторического, языкового и культурного единства Древнерусского государства».

У современной России долгое время не было академически выверенного, концептуального изложения собственной истории. Как сказал по этому поводу директор Института российской истории РАН Юрий Петров, «В постсоветский период ситуация была такова, что за 30 лет у нас такого сводного обобщающего труда не возникло. Это был исходный пункт в понимании того, что издание этой серии необходимо для страны, для нашего общества. Это является академической, фундаментальной базой для научных исследований. Это издание будет неким “камертоном” при подготовке учебных пособий для средней школы и вузов».

Об особой значимости многотомника для сферы образования, и особенно для высшей школы, заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков: «История России - это фундаментальная дисциплина, преподаваемая во всех вузах страны, на всех направлениях подготовки. И для преподавателей этого курса появление соответствующего академического издания, серьёзно дополняющего готовящийся сейчас учебник, будет очень полезно».

В основе многотомника лежит принцип неразрывности и преемственности всех периодов отечественной истории, заложенный ещё Николаем Михайловичем Карамзиным в его знаменитой «Истории Государства Российского». Всего планируется выпустить 20 томов (29 книг), охватывающих период от появления на территории России первых людей до современности. Наряду с известными материалами, при работе над изданием были привлечены новые источники, позволившие по-новому оценить и интерпретировать многие события и факты.

Том, представленный на апрельской презентации, был посвящён самому началу древнерусской истории - обширному временному отрезку от Великого переселения народов до возникновения и расцвета Древней Руси (VI - середина XIII века). В этот период восточные славяне выходят на мировую историческую сцену, основывают первые города, создают собственную государственность и культуру. В написании труда объёмом свыше тысячи страниц участвовали более тридцати авторов из одиннадцати российских регионов. Кстати, древнерусские княжества называются в книге землями, что больше соответствует реалиям рассматриваемой исторической эпохи. 

Как отметил Юрий Петров, в вышедшем томе "приводится много фактов, доказывающих, что наша история неразрывна, и что народ, который зарождался в Древней Руси, был единым". Эта ключевая идея  неразрывности и единства истории нашего Отечества красной нитью проходит через всё многотомное издание.

С кратким содержанием томов "Истории России", как уже вышедших из печати, так и готовящихся к изданию, можно ознакомиться здесь.