Наши новости

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

В ПЕТЕРБУРГЕ ПРОШЛА ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЁННАЯ ДНЮ НАУКИ

Становится своеобразной традицией ежегодное проведение под эгидой Ассоциации "Пересвет" в Санкт-Петербурге - городе, где зародилась российская наука, - большого мероприятия, посвящённого Дню российской науки. Речь идёт о Всероссийской конференции с международным участием "Социальные и гуманитарные науки в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы". В этом году конференция проходила уже в третий раз.


Напомним, что День российской науки официально отмечается 8 февраля. Именно в этот день (28 января по старому стилю), в 1724 году по решению Петра I в Санкт-Петербурге была учреждена Академия наук. Кстати, в этом году, 9 июня, исполняется 350 лет её основателю - императору Петру I.

В Конференции приняли участие преподаватели высших учебных заведений, научные работники, учителя школ, студенты и аспиранты – всего более 50 участников из ведущих научных и образовательных центров России, а также Луганской Народной Республики, Казахстана, других государств

В рамках научного мероприятия была организована работа 7 тематических секций. На пленарном и секционных заседаниях было представлено 43 доклада, в которых были затронуты актуальные темы исследований из самых разных областей гуманитарных и общественных наук.

Конференция стала настоящей дискуссионной площадкой для обмена опытом, разработками и научными идеями, что позволило обозначить актуальные и перспективные направления социально-гуманитарных исследований. 

В ближайшие месяцы планируется издание Сборника трудов Конференции, материалы которого будут размещены в РИНЦ.

РОССИЯ НАЧАЛА СПЕЦИАЛЬНУЮ ВОЕННУЮ ОПЕРАЦИЮ В ПОДДЕРЖКУ ДОНБАССА

24 февраля 2022 года Президент России Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции российских Вооруженных Сил по защите Донецкой и Луганской народных республик.

 


После признания Россией 21 февраля 2022 года Донецкой и Луганской народных республик ситуация на линии разграничения огня в Донбассе продолжала ухудшаться. Неуклонно усиливалась интенсивность обстрелов территории республик со стороны вооруженных сил Украины. Поздним вечером 23 февраля глава ДНР Денис Пушилин и глава ЛНР Леонид Пасечник обратились к Президенту России Владимиру Путину с просьбой помочь в отражении атак украинский формирований. Основанием для обращения послужили, в частности, заключенные 21 февраля договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией, ДНР и ЛНР.

В 6 часов утра 24 февраля Президент В. Путин выступил с обращением, в котором сообщил о начале специальной военной операции. По словам Президента, предпринятые действия «связаны не с желанием ущемить интересы Украины и украинского народа. Они связаны с защитой самой России от тех, кто взял Украину в заложники и пытается использовать ее против нашей страны и ее народа». Цели операции - демилитаризация и денацификация Украины. 

Утром 24 февраля подразделения народной милиции ДНР и ЛНР при огневой поддержке Российской Армии прорвали передний край эшелонированной обороны украинских вооруженных сил и перешли в контрнаступление. В течение дня войска ДНР продвинулись в сторону города Волноваха, а войска ЛНР, форсировав реку Северный Донец, подступили к городу Счастье. В это же время Российские Вооруженные Силы с помощью высокоточного оружия приступили к выведению из строя объектов украинской военной инфраструктуры - военных аэродромов, авиационных баз, систем противовоздушной обороны.

Как особо подчеркнул официальный представитель Министерства обороны России, генерал-майор Игорь Конашенков, «Вооруженные Силы России не наносят ударов по городам Украины. Мирному населению ничего не угрожает».

По данным Министерства обороны, украинские регулярные части в основном стараются уклониться от боевых столкновений, сопротивление, как правило, оказывают вооруженные отряды националистов. Министр обороны России Сергей Шойгу издал распоряжение об уважительном отношении к украинским военнослужащим.

После начала спецоперации президент Украины Владимир Зеленский объявил о введении в стране военного положения и разрыве дипломатических отношений с Россией. В ряде областей и городов Украины, в частности, в Киеве, был введен комендантский час.

Как сообщило Министерство обороны России, по состоянию на вечер 24 февраля все задачи, поставленные перед группировками Вооруженных Сил России, выполнены успешно. Были выведены из строя 83 наземных объекта военной инфраструктуры Украины, в том числе военные аэродромы, командные пункты, радиолокационные станции, пункты базирования военно-морских сил Украины. 

На крымском направлении российские войска при поддержке воздушного десанта вышли к городу Херсон на юге Украины. Это позволило разблокировать Северо-Крымский канал. В результате была снята водная блокада Крыма.


Источник: Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации


РОССИЯ ПРИЗНАЛА НЕЗАВИСИМОСТЬ ДНР И ЛНР

21 февраля 2022 года Президент России Владимир Путин подписал указы о признании независимости и суверенитета Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.

 

Донецкая и Луганская народные республики были провозглашены на территории Донецкой и Луганской областей Украины в ходе событий, последовавших за государственным переворотом в Киеве ("Евромайдан") в феврале 2014 года. Республики объявили о своей независимости по итогам референдумов в мае 2014 года.

В условиях начавшейся в 2014 году на востоке Украины гражданской войны международным сообществом и Россией предпринимались неоднократные попытки мирного урегулирования конфликта. Уже летом 2014 года была сформирована Контактная группа по урегулированию кризиса, в которую вошли представители России, Украины и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Тогда же начались переговоры в "Нормандском формате" с участием России, Украины, Франции и Германии. Их результатом стало подписание в сентябре 2014 года и в феврале 2015 года целого комплекса соглашений о прекращении огня и мирном урегулировании конфликта (Минские соглашения). 

Важным пунктом Минских договоренностей было требование о проведении Украиной реформы по децентрализации власти, в том числе принятие закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Минские соглашения были утверждены резолюцией Совета Безопасности ООН в качестве обязательного для исполнения документа.

Однако урегулирование конфликта фактически зашло в тупик из-за категорического нежелания Киева выполнять "политическую часть" Минских соглашений - это закрепление в конституции Украины особого статуса Донбасса, прямой диалог с лидерами ДНР и ЛНР. Более того, Киев требовал передать под свой контроль участок границы с Россией в Донбассе, хотя, согласно Минским договоренностям, процесс передачи пограничного контроля должен был произойти только после проведения в регионе местных выборов. Украинские вооруженные формирования неоднократно нарушали условия хрупкого перемирия. Наконец, с 2014 года добавилась и экономическая блокада Донбасса со стороны Украины.

По данным Организации Объединенных Наций на июль 2021 года (более поздние сведения не опубликованы), за годы вооруженного противостояния на юго-востоке Украины погибли с обеих сторон более 13 тыс. человек, в том числе около 4 тыс. гражданских лиц. Свыше 30 тыс. получили ранения. 1,3 млн. человек стали внутренними переселенцами, 3,5 млн. человек нуждаются в помощи.

10 февраля 2022 года Следственный комитет России сообщил, что с апреля 2014 года при обстрелах украинских военных погибли 2,6 тыс. мирных жителей ДНР и ЛНР, пострадали 5,5 тыс. человек. За почти восемь лет было уничтожено и частично разрушено более 2,2 тыс. объектов гражданской инфраструктуры. 


С ноября 2021 года наметилось общее обострение международной обстановки. В западных средствах массовой информации стала муссироваться тема о якобы готовящемся "российском вторжении" на Украину, что только усиливало напряженность на Донбассе. 15 февраля 2022 года Государственная Дума России большинством голосов поддержала предложенный коммунистами проект обращения нижней палаты парламента напрямую к Президенту Российской Федерации о признании независимости Донецкой и Луганской народных республик.

Ситуация резко обострилась в середине февраля. 17 февраля начались интенсивные обстрелы территории республик украинскими войсками. В связи с угрозой начала масштабных боевых действий глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин и глава Луганской Народной Республики Леонид Пасечник объявили об эвакуации жителей республик на территорию России. Эвакуация коснулась, в первую очередь, детей, женщин и пожилых людей. Российские власти гарантировали эвакуированным временное убежище, горячее питание, медицинскую и денежную помощь.

Жителей республик приняли Ростовская, Воронежская, Курская, Саратовская, Ульяновская, Волгоградская области, другие регионы. В связи с большим числом беженцев в ряде областей был введен режим чрезвычайной ситуации. На 21 февраля в Россию прибыли порядка 61 тыс. жителей ДНР и ЛНР. 

Чтобы помочь жителям республик обрести временное жилье, телевизионный канал "Russia Today" запустил специальный проект "Карта помощи жителям Донбасса"

19 февраля руководители народных республик подписали указы о всеобщей мобилизации.

Днем 21 февраля Д. Пушилин и Л. Пасечник обратились к Президенту России с просьбой признать независимость ДНР и ЛНР. 

Вслед за этим, во второй половине того же дня в Москве состоялось заседание Совета Безопасности России, участники которого высказались в пользу признания независимости республик Донбасса. Подводя итог совещанию, Президент В. Путин сказал: "Уважаемые коллеги, я ваше мнение услышал. Решение будет принято сегодня".

Вечером Владимир Путин выступил с обращением к гражданам Российской Федерации - речь Президента длилась около часа. "Считаю необходимым принять уже давно назревшее решение – незамедлительно признать независимость и суверенитет Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики", - заявил Президент, завершая свое выступление.

Сразу после телеобращения, в Екатерининском зале Московского Кремля В. Путин, в присутствии лидеров народных республик, подписал указы о признании независимости ДНР и ЛНР. Там же были заключены договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Также Президент России поручил Министерству иностранных дел Российской Федерации установить дипломатические отношения с Донецкой и Луганской народными республиками, а Министерству обороны - обеспечить поддержание мира на их территории.

Подписание документов о признании Донецкой и Луганской народных республик. Источник: http://www.kremlin.ru/events/president/news/67829/videos

ДВА НОВЫХ СБОРНИКА

После летнего перерыва возобновилось издание научных сборников. Первыми книжками, выпущенными Ассоциацией «Пересвет» этой осенью, стали сборники «История. Философия. Культура» и «Общество, человек, социальные институты в XXI веке». Оба сборника продолжают серию тематических изданий, начатых в 2020 году.


Второй выпуск сборника «Общество, человек, социальные институты в XXI веке» посвящен изучению актуальных проблем общественного развития. В нём представлены результаты как теоретических, так и сугубо прикладных исследований в области социологии, политологии, демографии, государственного управления, экологии, образования, социальных отношений и массовых коммуникаций.

В предисловии к изданию отмечается, что с исторической точки зрения выход сборника приурочен «сразу к двум ключевым событиям, непосредственно связанным с процессами социальной и политической модернизации в истории России, с вопросами становления правового и гражданского общества в нашей стране – это 160 лет со дня отмены крепостного права 19 февраля (3 марта – по новому стилю) 1861 года и 115 лет со дня начала работы I Государственной Думы 27 апреля (10 мая) 1906 года – первого российского парламента». В связи с этим в предисловии дается небольшой исторический экскурс, посвященный отмене крепостного права – кратко рассказывается о предпосылках и основных положениях Великой реформы 1861 года, об ее значении и последствиях.

Сборник состоит из трех разделов. В материалах первого из них – «Общество. Политика. Государство» – раскрывается понятие бренда в политике, анализируются образы политических лидеров Российского государства в прошлом и настоящем с позиции теории политического брендинга. Также на примере программ отдельных российских политических партий приводится характеристика политического дискурса «Россия и Запад».

Во втором разделе «Социальные процессы и коммуникации» представлены работы, посвященные вопросам демографии, семьи и социальной коммуникации. Рассматриваются демографические процессы в российских регионах (на примере Рязанской области), приводится анализ стереотипов мужского и женского поведения в семье. Роль технологий дистанционного обучения в формировании коммуникативных компетенций при обучении иностранному языку раскрывается в статье О.В. Архиповой и А.В. Мельниковой. Статья А.Д. Хайминой посвящена практическому значению инструментов стратегической коммуникации в мировой индустрии моды. Наконец, роль социальной коммуникации как важного элемента публичной дипломатии на примере внешней политики Испании рассматривается в статье И.А. Гнедаш и Н.С. Иванова.

В последний раздел («Человек. Экология. Здоровье») вошли статьи по таким актуальным темам, как роль системы образования в формировании экологической культуры, вопросы сохранения и поддержания психологического здоровья. В частности, затрагивается проблема неблагоприятного социально-психологического климата в студенческой группе и возможные пути ее решения.


Второй выпуск сборника «История. Философия. Культура» посвящен исследованиям в области гуманитарных, и прежде всего, исторических наук. Составители сборника объясняют его название тем, что «культура никогда не существует в застывших и неизменных видах, она постоянно меняется, обретая различные формы на разных исторических этапах, и эти формы, эти проявления культуры нуждаются в глубоком и всестороннем изучении именно в их неразрывной связи с соответствующим историческим контекстом». Причём относится это как к далеким историческим эпохам, так и к совсем недавнему прошлому.

Материалы сборника, сообразно его названию, разбиты на три раздела, в которых последовательно рассматриваются вопросы из области истории, философии и культуры, имеющие отношение как к далекому историческому прошлому, так и к сегодняшнему дню.

В представленных статьях исследуются сюжеты из отечественной и мировой истории, затрагивается проблема сохранения исторических памятников, рассматриваются мировоззренческие аспекты творчества Ф.М. Достоевского и актуальные тенденции в современной западной философии, раскрываются характерные черты современной культурной политики на примере отдельных европейских стран.

Из важных аспектов, затронутых в материалах сборника, конечно же, следует назвать то существенное влияние, которое оказала на индустрию культуры коронавирусная пандемия. Это влияние, в частности, рассматривается на примере работы петербургских театров в период действия пандемийных ограничений весной 2020 года. Как хорошо известно, сфера культуры оказалась одной из наиболее сильно пострадавших, поскольку она во многих случаях предполагает личное присутствие, личное участие артистов, зрителей, слушателей. Полученный в ходе пандемии учреждениями культуры – театрами, музеями, концертными залами, творческими коллективами – опыт выживания не только научил новым форматам работы в виртуальной сфере, но и, несомненно, ещё найдет своё преломление в сюжетных линиях будущих художественных произведений.

В РАЗГАР ЛЕТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ОБСУДИЛИ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА

В жаркие дни июля, когда температура на улице не опускалась ниже +35 градусов, в Санкт-Петербурге в дистанционном формате прошла Всероссийская конференция, посвященная вопросам развития цифрового общества – «Общество, культура, человек в цифровую эпоху. Медиаэкономика, медиаполитика, медиакультура».



Идея конференции возникла из одноименного сборника научных статей, подготовленного и изданного Ассоциацией «Пересвет» летом прошлого года. Глобальный тренд мирового развития под названием «цифровое общество» давно стал объективной реальностью. Столь же очевидны постоянно растущая роль информационных и цифровых технологий в самых разных областях экономики, политики и культуры, всепроникающее воздействие «цифры» на все стороны общественной и частной жизни. Особенную значимость эти тенденции получили в условиях охватившей весь мир пандемии COVID-19.

Конференция была посвящена изучению актуальных проблем современного социума, вызванных стремительным развитием информационных и цифровых технологий. Ее участниками стали преподаватели и практикующие специалисты, аспиранты и студенты. В представленных докладах и сообщениях были затронуты актуальные темы из самых разных областей социально-экономических и гуманитарных наук. По итогам конференции планируется в ближайшее время издание сборника научных трудов.


ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ - КИНОРЕДАКТОР

Ассоциацией «Пересвет» издан сборник статей, посвященный редактированию в отечественном кинематографе. Основу сборника составили материалы круглого стола «Профессия – киноредактор», который прошел в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения.


Редактирование – актуальная сфера экранного искусства. Эта работа, как правило, «не видимая» для зрителя, с каждым годом подтверждает рост своей актуальности. Падение профессионального уровня отечественного кинематографа за последние тридцать лет – тому прямое подтверждение. Под уровнем мы понимаем «линию», определяющую художественные и этические качества лент, их соответствие понятию «произведения культуры и искусства». «Линию», ниже которой нельзя опускаться, считая себя представителем экранного искусства. Поэтому важен для изучения исторический опыт отечественных кинематографистов, редакторский вклад в экранное искусство за последнее столетие.

Сборник включает научные статьи, интервью и эссе. Историко-теоретический аспект, касающийся истоков и утверждения редакторской профессии в отечественном кинопроизводстве, рассмотрен в открывающей сборник статье Е.Д. Еременко.

Далее расположен блок публикаций, связанных с одним из основных направлений редакторской работы – помощью в адаптации литературной и сценарной основ для экрана. Авторы данных статей фокусируют свое внимание на одном, конкретном произведении литературы или кинодраматургии. Казалось бы, часть этих сюжетов была актуальна только для своего времени. Но драматургическая «ось» этих лент не теряет актуальности и в наши дни. В их основе – борьба идей, а это, как известно, главное качество, не позволяющее произведению устаревать. Достаточно перечислить хронологию картин, проанализированных авторами, среди которых – С.А. Цыкунова («Сельская учительница»), А.К. Шевченко-Рослякова («Как закалялась сталь»), Ю.А. Шуйский («Долгие проводы»). Этот, сугубо отечественный материал, продолжает нас волновать, и, будем надеяться, не оставит равнодушными потомков.

Наряду с названными темами, интересны публикации, касающиеся, скажем так, «транснациональных» сюжетов. Это и многократно экранизировавшаяся за рубежом «Анна Каренина» (статья Е.С. Некрасовой), и моэмовская новелла «Записка» (фильм «Перемена участи», проанализированный в статье Д.В. Гладкой).

Небольшой, но значимый раздел сборника посвящен вопросам редактирования в неигровом кино. Именно эта тема рассматривается в статьях Н.В. Макарова и Н.В. Даниной на примере создания документальных и научно-популярных фильмов для кино и телевидения. Примечательно, что данные авторы – кино-практики – обладают интересным опытом сотрудничества с киноредакторами.

В приложениях к сборнику помещены интервью и эссе. Интервью с М.Н. Баскаковой – представительницей редакторского цеха «Ленфильма» классического периода (вторая половина 1970-х и 1980-е годы) – несомненно, важный вклад в осмысление истории и теории отечественного киноредактирования. Выразимся более объемно – отечественной кинематографии, с яркими деятелями которой сотрудничала Марина Николаевна.

В приложениях к сборнику также помещены материалы, посвященные киноредакторской работе уже постсоветского периода. И вновь речь идет о практиках, делящихся с опытом в своеобразных видах экранного искусства. Н.Б. Ермилова рассказывает о редактировании в анимации, А.А. Тугарева – о синтезе документального и публицистического кино. А.В. Зубарева осмысляет сущность редакторской профессии как таковой – и эти суждения особенно актуальны сейчас, когда специалисты-редакторы необходимы практически во всех видах кино и телевидения.

Вышедший сборник – одна из первых в отечественном киноведении попыток разностороннего осмысления профессии киноредактора.


Еременко Е.Д.,

кандидат культурологии,

редактор-составитель сборника научных статей

"Редакирование в редактор в отечественном кинематографе"


ИЗДАНЫ МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ И СБОРНИК СТАТЕЙ

Три научных сборника изданы Ассоциацией «Пересвет». Это материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук», а также четвёртый выпуск сборника научных статей «Культура и гуманитарные науки в современном мире».


Прошедшая в декабре 2020 года II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук» привлекла большое количество участников из России и других стран. Как результат, весной этого года был издан объёмный сборник научных трудов по итогам данной конференции, материалы которого отражают современное состояние исследований в области социально-гуманитарных наук.

Первая часть сборника «Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук» состоит из пяти разделов. В первом из них – «Отечественная и мировая история» – рассматриваются отдельные сюжеты российской и мировой истории Нового и Новейшего времени. Важным представляется обращение авторов в рамках данного раздела к вопросам истории отечественного образования, начиная с организации образовательного процесса в военных училищах Российской империи и заканчивая становлением системы частного образования в современной России. При этом авторы широко используют архивные материалы и другие исторические источники.

В статьях второго раздела «Философия и культура» затрагиваются вопросы духовно-нравственных ценностей в современной культуре, проблема влияния процессов цифровизации и информатизации на окружающую нас социальную и культурную реальность, а также роль различных культурных практик в общественном и экономическом развитии отдельных стран (например, развитие культурного туризма в современном Китае).

В третьем разделе «Социологические науки» рассматриваются вопросы влияния пандемии коронавирусной инфекции на изменение тех или иных социальных предпочтений, например, в области того же туризма. Отдельное внимание уделено и проблеме влияния ценностных установок современного общества на организационную культуру.

В четвертом разделе «Политика и международные отношения» представлены статьи, в которых рассматривается роль международных военных выставок в развитии российского оборонно-промышленного комплекса, затрагивается актуальная проблема оценки фактов гуманитарной интервенции в современном международном праве. Отдельное внимание на страницах сборника уделено изучению различных сторон социальной и экономической жизни современного Китая, а также развитию двусторонних российско-китайских отношений (на примере Северного морского пути).

Самый большой раздел посвящен вопросам экономики и управления. Представленные в нём статьи содержат авторское видение различных аспектов развития отечественной и зарубежной экономики, управления и инновационных процессов. Здесь мы видим материалы по вопросам финансового планирования на предприятии (И.И. Галинурова), внедрения и развития систем видеонаблюдения (М.А. Егурнова, Е.А. Рожанская), доходности государственных и корпоративных облигаций (Т.И. Игошина, О.И. Швайка), мотивации персонала (Н.А. Набиев), предотвращения конфликтов интересов на государственной службе (О.Г. Спивак), развитию российского рынка онлайн-страхования (Т.М. Тарасова, Е.А. Саблина), перспективам туристской отрасли на Северном Кавказе (Л.И. Саидова), анализу внешней среды предприятия с точки зрения обеспечения его экономической безопасности (А.Е. Михайлова). Отдельные статьи посвящены экономике зарубежных стран. Так, подробно рассматриваются аспекты развития фермерского хозяйства в современном Китае (Ли Дэли), анализируется современное состояние и перспективы развития нефтегазовой отрасли Республики Кот-д՛Ивуар в Западной Африке (Н.В. Ромашева, Кофи Каблан Ив Бертранд). Также в сборник вошли работы победителей II Всероссийского конкурса студенческих научно-исследовательских работ «Наука – молодым! Актуальные проблемы общества в цифровую эпоху». Среди них особенно следует отметить статью В.А. Денисенко и Я.А. Гриневич по такой весьма актуальной и перспективной теме как вопросы внедрения цифрового рубля.


Вторая часть сборника «Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук» несколько меньше по объёму – она состоит из трех разделов. В разделе «Юридические науки» рассмотрены отдельные теоретические и прикладные аспекты современной правоприменительной практики. Важным представляется обращение авторов к вопросам изучения и трактовки конкретных ситуаций с точки зрения действующих правовых норм, к анализу применимости отдельных норм права, в частности, на примере применения статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Самый большой раздел второй части посвящен вопросам психологии и педагогики. Статьи содержат авторское видение различных аспектов актуальных проблем в области психологии и педагогики. Здесь мы видим, в первую очередь, материалы по вопросам педагогики – значение образовательных событий в обучении будущих педагогов (Л.А. Бордонская, Е.А. Игумнова, С.С. Серебрякова), роль языкового обучения в современном мире (И.И. Болезкина), сравнительный анализ методов обучения информатике в средней школе (Л.Ш. Гамидов), фактор оценки в школьном и вузовском обучении (А.Ю. Орлюкова), влияние дистанционного обучения на формирование личности студента (Д.Д. Федоренко, Н.А. Панцерко, Е.А. Тукова), исследование сформированности самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов (Е.А. Павленко).

Из статей по психологической тематике необходимо отметить исследования гендерной направленности, широко и последовательно представленные в данном разделе. Это и анализ специфики поведения женщин в условиях стрессовой ситуации, вызванной пандемией коронавирусной инфекции (К.А. Воробьева, В.В. Сафронов), и изучение особенностей личности незамужних женщин периода ранней взрослости (Е.Ю. Скрипник, В.А. Морозов), исследование идеала «матримониального образа жизни» у высокофрустрированных мужчин и женщин (А.А. Тростянецкая).

В разделе «Филология. Лингвистика. Литература» акцентируется внимание на вопросах языкознания и литературоведения. В частности, затрагивается творчество А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского, анализируются произведения современной североамериканской литературы (творчество Марка Z. Данилевского), рассматриваются проблемы семантики языка и текста и связанные с этим вопросы художественного перевода.


Уже традиционным изданием Ассоциации «Пересвет» стал сборник научных статей «Культура и гуманитарные науки в современном мире».

В материалах четвёртого выпуска, в первую очередь, рассматриваются вопросы влияния информационных и цифровых технологий на массовое сознание и на современные социально-экономические процессы.

В частности, в очередной раз подчеркивается значение PR как универсального и эффективного инструмента продвижения, которым в равной мере могут воспользоваться в современном медийном пространстве как отдельные люди – для формирования своего личного бренда (А.Н. Азизова, И.А. Хаев), так и, например, целые территории и регионы (Л.Н. Валерахманова, А.В. Голякова, И.Д. Минлибаева). Приводятся результаты исследования степени субъективного самоконтроля среди студентов как представителей «цифрового поколения Z» (О.В. Мухлынина). Также представлены результаты исследования культуры медиапотребления среди подростков (С.С. Толкачев).

Отдельный блок статей посвящен историческим сюжетам, причем их тематический и временно́й расклад весьма широк и разнообразен. Это и религиозная история Европы на примере средневековых ересей (Д.А. Кожемяко), и особенности воспитательной работы в военных гимназиях в Российской Империи (А.М. Дмитриев, Д.А. Буравцова, И.В. Бородина), и вопросы взаимодействия Белого движения и стран Антанты, прежде всего Великобритании, в годы Гражданской войны на примере Вооруженных сил Юга России (Э.М. Михайлова).

Не были обойдены вниманием и актуальные проблемы образования, в том числе вопросы применения проектного метода обучения и его роль в приобщении учащихся к народной художественной культуре. Дается подробное описание этапов образовательного творческого проекта по созданию вместе с учениками вертепного театра (О.Л. Морева).

Хотелось бы выразить надежду, что обращение к актуальным темам социально-гуманитарных исследований будет продолжено и в следующих изданиях Ассоциации «Пересвет».

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ПРОШЛА КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ГОДУ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

16 апреля 2021 года в Санкт-Петербурге прошла в дистанционном формате II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвящённая Году науки и технологий «Социальные и гуманитарные науки в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы». Организатором конференции выступила Ассоциация содействия изучению и популяризации истории и социально-гуманитарных наук «Пересвет».


Как известно, Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2021 год Годом науки и технологий. Одна из главных целей Года науки и технологий – рассказать о том, какими научными достижениями мирового уровня по праву может гордиться Россия. Другая, не менее важная задача – привлечь в науку талантливую молодежь, показать юношам и девушкам возможности для самореализации в научной сфере. Состав участников прошедшей конференции как нельзя лучше соответствовал этой задаче. В конференции приняли участие преподаватели, научные работники, аспиранты и студенты – всего более 70 участников из ведущих научных и образовательных центров России, а также Азербайджана, Казахстана, Китайской Народной Республики, Туркменистана и Шри-Ланки.

Конференция стала дискуссионной площадкой для обмена опытом, разработками и научными идеями, что позволило обозначить актуальные и перспективные направления в области социально-гуманитарных исследований. В представленных докладах были затронуты вопросы, имеющие как теоретическое, так и сугубо практическое значение. Конференция подвела своеобразный итог исследованиям в сфере гуманитарных и общественных наук.

Все участники конференции получили именные сертификаты. Авторам наиболее интересных и актуальных докладов были вручены специальные дипломы. По итогам Конференции издан Сборник научных трудов в двух частях.


ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

БОЛЕЕ 1,5 ТРИЛЛИОНА РУБЛЕЙ - НА НАУКУ

Свыше 1,6 триллиона рублей из федерального бюджета будут направлены на научные исследования в 2021 - 2024 годах. Об этом заявил Президент России Владимир Путин в ходе ежегодного послания к Федеральному Собранию 21 апреля.



До 2024 года на организацию и проведение научных исследований в гражданской сфере, причём как прикладного, так и фундаментального характера, только из федерального бюджета будут выделены 1 триллион 630 миллиардов рублей. "Мы понимаем, что наука в современном мире имеет ключевое значение", - сказал Владимир Путин. По критически важным для развития страны направлениям научных исследований будут запущены специальные инновационные программы, которые получат статус проектов государственного значения.

Также в ближайшие три года государство направит 116,2 миллиарда рублей на развитие региональных вузов и 24 миллиарда рублей - на обновление и реконструкцию домов культуры, библиотек и музеев в сёлах и малых исторических городах. Кроме того, Президент предложил перезапустить на современной цифровой платформе работу Российского общества "Знание". А для поддержки проектов в области культуры и искусств будет создан Фонд культурных инициатив. Уже в этом году за счёт его грантов планируется профинансировать на конкурсной основе проекты более полутора тысяч креативных команд. 

Отдельно Президент остановился на важности изучения и популяризации истории родной страны: "Очень важно, чтобы для молодых людей ориентиром в жизни служили судьбы и победы наших выдающихся предков и, конечно, современников, их любовь к Родине, стремление внести личный вклад в её развитие. У ребят должна быть возможность в передовых форматах познакомиться с отечественной историей и многонациональной культурой, с нашими достижениями в сфере науки и технологий, литературы и искусства".


Источник фото: Послание Президента Федеральному Собранию • Президент России (kremlin.ru)

СТАРТОВАЛА РЕГИСТРАЦИЯ НА ТРЕК «НАУКА» КОНКУРСА УПРАВЛЕНЦЕВ «ЛИДЕРЫ РОССИИ»

31 марта 2021 года началась регистрация на четвёртый конкурс «Лидеры России» – флагманский проект президентской платформы «Россия – страна возможностей». Среди специальных треков – трек «Наука», инициированный Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах.

Указом Президента России 2021 год объявлен в Российской Федерации Годом науки и технологий. Трек «Наука» в конкурсе «Лидеры России» призван отобрать ключевых исследователей, учёных, популяризаторов науки, профессиональных лидеров-администраторов, готовых добиваться результатов, совершать научные прорывы, развивать научные центры, образовательные учреждения и, конечно, повышать престиж страны на международной арене.

«У нас в стране замечательные учёные, традиции, у нас сегодня в корне поменялось отношение к науке. Сегодня значительное количество молодых ребят видят своё будущее, связанное именно с наукой. Особое внимание должно быть уделено проблемам управления в этой сфере. Лидеры – это те люди, которые не просто могут сделать что-то очень хорошо, лучше всех, это те, кто могут создать коллектив, возглавить этот коллектив и, самое главное, добиться ожидаемого результата, – подчеркнул в своем выступлении помощник Президента Российской Федерации, куратор трека «Наука» конкурса «Лидеры России» Андрей Фурсенко. – В ходе конкурса, в ходе мероприятий, которые следуют за конкурсом, появляется достаточно много новых инструментов: образовательные инструменты, возможности консолидации усилий тех или иных участников конкурса. Но самое главное – это стимулирует ребят к тому, чтобы уделить проблеме лидерства в науке особое внимание. Примерно 22 000 человек приняли участие в первом конкурсе. Победители получили дополнительные возможности для новых знаний, наставников. Они, самое главное, вросли в очень важный коллектив, установили горизонтальные связи между собой. И сегодня они уже представляют единое целое».  

Победители трека «Наука» могут стать обладателями сертификатов на прохождение программ дополнительного профессионального образования и повышения квалификации, получат возможность стажировки и прохождения аспирантуры в организациях партнеров Конкурса, примут участие в мастер-классах и других мероприятиях по приоритетным направлениям научно-технологического развития и войти в состав Координационного совета - но не только!

Они получат возможность перенять лучший опыт лидеров российской науки: наставниками победителей станут члены Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, руководители крупнейших вузов и научных организаций, главы корпораций и ведущие российские ученые.

После завершения конкурса «Лидеры России 2020» по специализации «Наука» новые назначения на сегодняшний день получил 21 участник. Среди них – победитель основного конкурса и победитель специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Александр Самардак, который отметил, что именно благодаря своим высоким результатам участия в проекте ему удалось получить должность проректора по научной работе в Дальневосточном федеральном университете. «Конкурс мне очень помог, он позволил перепрыгнуть несколько ступеней на пути к этой должности», – добавил он.

Среди партнеров трека «Наука» – МГУ имени М.В.Ломоносова, НИЦ «Курчатовский институт», МГТУ имени Н.Э. Баумана, МАИ, НИУ ВШЭ, НИТУ «МИСиС», BIOCAD и другие ведущие вузы и научные организации, технологические корпорации.

Требования к участникам трека: 


  • гражданство Российской Федерации;
  • возраст до 55 лет;
  • высшее образование;
  • наличие управленческого опыта не менее двух лет;
  • опыт работы в сфере исследований и разработок;
  • наличие не менее одной научной (научно-популярной) публикации или патента.


Проходя этапы Конкурса, участники смогут раскрыть свой управленческий потенциал и увидеть новые перспективы роста, найти достойных соперников и создать свою команду единомышленников, вместе с которыми можно реализовать самые амбициозные идеи и сделать шаг в будущее.

Участие в конкурсе – это уникальный шанс стать частью научного сообщества лидеров и построить свою блестящую карьеру в научно-технологической сфере.


Подать заявку можно до 26 апреля

Подробности: https://лидерыроссии.рф/science2021