История и современность

3 ДЕКАБРЯ - ДЕНЬ АТОМНОГО ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА РОССИИ

20 ноября 1953 года Совет Министров СССР принял постановление о строительстве атомного ледокола «Ленин» - первого в мире судна с ядерной силовой установкой. Ледокол должен был обеспечить круглогодичную навигацию по Северному Морскому пути - главной арктической трассе, которая, проходя через моря Северного Ледовитого и Тихого океанов, представляет кратчайший морской маршрут между Европой и Азией.

Макет атомного ледокола "Ленин" на Всемирной выставке в Брюсселе, 1958 г.. Фото: Василий Егоров ТАСС

Проект атомохода разрабатывался в 1953 - 1955 годах в Центральном конструкторском бюро № 15 (ныне ЦКБ «Айсберг») в Ленинграде. Главным конструктором был Василий Иванович Неганов (1899 - 1978). Атомная установка проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова (1916 - 1969) - конструктора ядерных реакторов. Общее научное руководство осуществлял академик Анатолий Петрович Александров (1903 - 1994) - президент Академии наук СССР в 1975 - 1986 годах. Специалисты ленинградского института "Прометей" разработали сверхпрочную корпусную сталь, способную взламывать крепкий арктический лёд. Всего же в создании атомохода приняли участие более 500 предприятий и организаций со всего Советского Союза, в том числе из Горького (Нижний Новгород), Харькова и других городов.

17 июля 1956 года состоялась закладка судна на Адмиралтейском заводе в Ленинграде (ныне - предприятие "Адмиралтейские верфи"). 5 декабря 1957 года ледокол был спущен на воду, начались ходовые испытания. В августе 1959 года прошёл запуск реакторов. 3 декабря 1959 года, после прохождения финальных испытаний, ледокол был принят в эксплуатацию - над ним был поднят государственный флаг СССР, состоялась торжественная передача Министерству морского флота. Именно эта дата, 3 декабря, и считается официальной датой создания российского атомного ледокольного флота. Первым капитаном атомохода стал Павел Акимович Пономарёв (1896 - 1973), который ещё в 1930-е годы был капитаном ледоколов "Ермак" и "Красин".

Павел Акимович Пономарёв - первый капитан атомного ледокола "Ленин". Источник фото: Википедия

Ледокол "Ленин", воплотивший самые передовые достижения советской науки, обладал на период своего создания уникальными характеристиками. Так, вместо десятков тонн нефти он расходовал в сутки всего 45 граммов ядерного горючего, что открывало безграничные возможности для дальних переходов. В автономном плавании корабль мог находиться практически целый год. Скорость продвижения по чистой воде составляла 36,3 километра в час, а если приходилось разламывать лёд толщиной около двух метров, то - 3,7 километра в час. Ещё одним новшеством была взлетно-посадочная площадка для вертолётов, размещённая в кормовой части. В тяжелейших условиях Крайнего Севера ледокол прошёл более 650 тысяч миль, проведя через ледяные заторы 3 741 судно. Он работал там, где не справлялись обычные ледоколы.

После 30 лет службы, завершившейся в 1989 году, ледокол "Ленин" был отправлен на стоянку в Мурманск, где и находится по настоящее время - у причала Морского вокзала. На его борту открыт музей, а сам ледокол признан объектом культурного наследия народов России. И напомним, что Россия - единственная в мире страна, обладающая атомным ледокольным флотом.

Атомный ледокол "Ленин". Почтовая марка России, 2009 г.