Министр обороны России Сергей Шойгу на расширенном заседании Коллегии Министерства обороны 19 декабря подвёл предварительные итоги Специальной военной операции. Предпринятое 4 июня вооруженными силами Украины широкомасштабное контрнаступление, подготовленное зарубежными кураторами, не достигло заявленных целей: "Не преодолев тактическую зону обороны наших войск, противник был остановлен и понес колоссальные потери. 159 тыс. военнослужащих убитыми и ранеными, 121 самолет, 23 вертолета, 766 танков, включая 37 Leopard, 2348 бронемашин различного класса".
Всего же с начала Спецоперации потери ВСУ превысили 383 тыс. военнослужащих убитыми и ранеными, 14 тыс. танков, боевых машин пехоты и бронетранспортеров, 553 самолета и 259 вертолетов, 8,5 тыс. орудий полевой артиллерии и реактивных систем залпового огня.
И это - при колоссальной поддержке Украины со стороны НАТО. Как сообщил Шойгу, "с началом спецоперации 54 страны заявили о военных поставках киевскому режиму. Реально вооружение и военная техника поступают из 15 государств. Украина получила на данный момент от внешних спонсоров 203 млрд. долларов, что на 30 млрд. больше, чем ее ВВП. Фактически это страна-банкрот, так как значительная часть этих средств — кредиты, подлежащие возврату. Всего Киеву поставлено 5 220 танков, боевых машин пехоты и бронетранспортеров, 28 самолетов, 87 вертолетов, 23 тыс. беспилотных летательных аппаратов, свыше 1,3 тыс. артиллерийских систем (из них 494 гаубицы М777, Caezar, Paladin и Krab), 2,65 млн. снарядов калибра 155 и 122 мм. Натовские военнослужащие непосредственно управляют комплексами ПВО, оперативно-тактических ракет и ракетных систем залпового огня. При подготовке ударов этими средствами в радиоперехватах фиксируем американскую, польскую и речь англичан. Натовские офицеры осуществляют подготовку военных операций, обучают личный состав ВСУ как в своих странах, так и на Украине. В интересах ВСУ работает 410 космических аппаратов стран НАТО военного и двойного назначения". Однако все эти меры не привели к сколь-либо существенному изменению обстановки на линии боевого соприкосновения в пользу противника, скорее, наоборот.
25 декабря Сергей Шойгу доложил Президенту Владимиру Путину об освобождении Марьинки в Донецкой Народной Республике. «Взятие Марьинки в ДНР даёт российским войскам возможности для дальнейших действий», — сообщил министр. В частности, это позволит российским войскам значительно отодвинуть от Донецка украинскую артиллерию.
Как пишет Дмитрий Астрахань (агентство "Регнум"), Марьинка — не просто город-спутник Донецка, она прямо примыкает к Петровскому району города. К моменту стабилизации в 2015 году границ ДНР и Украины линия фронта прошла по живому между Донецком и Марьинкой. А небольшая «серая зона» была окончательно захвачена противником под прикрытием Минских соглашений. В итоге Марьинка стала идеальным опорным пунктом, с которого с учётом высот можно было обстреливать Петровский район даже из крупнокалиберных пулемётов.
Бои за Марьинку начались уже ранней весной 2022 года, когда части тогдашней НМ ДНР прорвались внутрь города и закрепились в частном секторе. Кроме плотной застройки бои в городе осложняются и терриконами (отвалами старых шахт). Дальнейшие бои шли буквально за каждый дом, многие из которых украинские войска превращали в укрепления.
После более чем года боёв последние метры Марьинки наконец-то освобождены, но Донецк всё также остаётся под огнём. Противник продолжает контролировать город Красногоровка - ещё один из спутников Донецка севернее Марьинки, бои за который впереди. Сама же Марьинка после многих месяцев активных боёв и работы артиллерии практически не сохранилась, целых зданий и сооружений там не осталось.
Донецкий укрепрайон был у противника одним из основных рубежей подготовленной обороны. Впереди - не менее тяжёлые участки, поскольку удержаться в районе Донецка для Киева важно не только с военной, но и с идеологической точки зрения.
Источники: Министерство обороны России, ИА "Regnum"