Вышли из печати материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной Году науки и технологий «Социальные и гуманитарные науки в XXI веке. Итоги, вызовы, перспективы».
Как отмечают редакторы-составители, цель прошедшей конференции и изданного по её итогам сборника – обозначить актуальные направления исследований в рамках современной гуманитарной парадигмы. В представленных статьях рассматриваются актуальные вопросы международного сотрудничества и политического развития, исследуются теоретические и практические аспекты современных экономических отношений, рассматриваются вопросы правоприменительной практики, анализируется влияние на культуру и общество разноплановых процессов, протекающих в сфере высоких технологий и медиакоммуникаций. Материалы конференции изданы в двух частях.
Первая часть состоит из трех разделов. В первом разделе «Мировая экономика, политика и международные отношения» рассматриваются, в частности, вопросы более активного вовлечения российского Дальнего Востока в процессы международной экономической интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и прежде всего с Китаем, в рамках проекта «Большая Евразия». Из политологических сюжетов в разделе затрагивается тема политического авантюризма – характеризуются его сущность и место в современной политической культуре.
Во втором – и самом обширном – разделе «Экономика и управление» рассмотрен широкий спектр актуальных вопросов экономической, хозяйственной и управленческой деятельности в сфере производства и бизнеса, проанализированы преимущества и проблемы проектного подхода, затронуты вопросы повышения эффективности экономических и управленческих решений в самых разных отраслях народного хозяйства. Отмечается растущая значимость экологического фактора, анализируется влияние пандемии коронавируса на отдельные сектора экономики, в частности, на розничную торговлю. Авторами значительного числа статей данного раздела, посвящённых вопросам развития транспорта и транспортной инфраструктуры, стали студенты и преподаватели Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).
В третьем разделе «Юридические науки» затрагиваются теоретические и прикладные аспекты правоприменительной практики. Важным представляется обращение авторов к проблеме защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, к вопросам изучения и трактовки конкретных ситуаций с точки зрения действующих правовых норм, к проблеме правового регулирования банковской тайны, а также к вопросам применения медиации в гражданском процессе и классификации санкций в отечественном конституционном праве. Отдельный блок статей посвящен вопросам правового регулирования имущественных отношений в сфере недвижимости на примерах российского и зарубежного законодательства.
Вторая часть сборника состоит из пяти разделов. В первом разделе «История и философия» рассматриваются отдельные аспекты истории науки и современной философии. Здесь, прежде всего, мы хотели бы отметить развёрнутую статью, посвящённую жизни и деятельности выдающегося российского учёного И. И. Мечникова. Автор подробно исследует пребывание учёного в Италии, в частности сделанное им в итальянском городе Мессина открытие фагоцитоза, положившее начало современной теории иммунитета. Важным также представляется обращение авторов к преломлению проблематики гуманизма в современной западной философской мысли на примере философии М. Хайдеггера.
Во втором разделе «Культура и искусство» затрагиваются вопросы организации городского пространства на примере истории выставочной деятельности. Отдельный интерес представляет исследование государственной культурной политики в области сохранения историко-культурного наследия и поддержания исторической и культурной идентичности на примере государственной культурной политики Республики Казахстан.
В разделе «Социологические науки» представлен сравнительный анализ современных моделей смешанного обучения, проведенный в контексте социологии высшего образования.
В четвертом разделе «Психология и педагогика» представлены статьи, в которых исследуются отдельные аспекты применения современных образовательных технологий, затрагиваются вопросы совершенствования существующих методик школьного и университетского обучения. Отдельное внимание уделяется общим вопросам развития системы высшего образования и, в частности, оценке эффективности применяемых методов обучения. Подчёркивается всё более возрастающая роль цифровых технологий в образовательном процессе, что стало особенно очевидным в условиях пандемии COVID-19, перехода к дистанционным формам обучения и широкого распространения цифровых образовательных платформ.
В последнем, пятом разделе «Филология и лингвистика» рассматриваются актуальные тенденции в области филологии и лингвистики. К ним, в первую очередь, следует отнести влияние пандемии коронавирусной инфекции и вызванных ею последствий на структуру английского и немецкого языков, на лексику и смысловые концепты.
Все вышеперечисленные научные сюжеты придают данному сборнику по-настоящему гуманитарное наполнение и актуальное звучание. Вошедшие в сборник статьи могут представлять интерес для студентов, обучающихся по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, для преподавателей, молодых учёных, готовящих диссертационные исследования, а также для специалистов-практиков.