Министр науки и высшего образования Валерий Фальков представил новую систему высшего образования, которая придёт на смену Болонской системе.
Российское высшее образование будет состоять из трёх ступеней. Об этом Валерий Фальков сообщил на расширенном заседании Российского союза ректоров, которое прошло 19 апреля в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова.
Первая ступень - базовое высшее образование сроком от 4 до 6 лет. Оно заменит бакалавриат и специалитет, от противопоставления которых давно уже пора уйти. Базовое (основное) высшее образование с гибкими сроками обучения и актуальными учебными программами возьмёт от бакалавриата и специалитета всё самое лучшее.
По словам В. Фалькова, «Очевидно, что образование должно держать баланс между фундаментальными и прикладными областями знаний в условиях меняющихся задач экономики и рынка труда. При этом с учетом поручения Президента России одна и та же программа в соответствии с целями и потребностью работодателей может быть реализована в разные сроки. Надо дифференцировать сроки подготовки специалистов с высшим образованием в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности».
При реализации программ базового (основного) высшего образования должны быть сохранены принципы междисциплинарности, а также усилены практико-ориентированные подходы подготовки кадров. Университеты, работодатели и государственные ведомства будут совместно устанавливать сроки обучения по каждой программе. Главное же, чтобы человек с базовым высшим образованием мог свободно строить карьеру и без диплома магистра.
Вторая ступень - специализированное высшее образование. По сути это та же магистратура продолжительностью 1 - 2 года, плюс ординатура и ассистентура (стажировка). Реформированию магистратуры вообще уделено особое внимание. Как отметил Фальков, «Последние 20 – 25 лет магистратура по большей части является продолжением высшего образования первого уровня. Таким образом, она пока не выполняет функции настоящего углубленного уровня высшего образования. В новой системе высшего образования необходимы серьезные трансформации магистратуры, ее усовершенствование (как структурное, так и содержательное)». Магистратура, в первую очередь, должна обеспечивать углубленную подготовку кадров.
Введение специализированного высшего образования предполагает следующие изменения:
- Поступление возможно только после окончания базового (основного) высшего образования на конкурсной основе с возможностью бесплатного обучения;
- Совершенствование правил приёма: на программы специализированного обучения невозможно будет поступить без профильного или смежного базового высшего образования;
- Специализированное образование должно стать более престижным в системе высшего образования, в том числе за счёт увеличения бюджетных мест;
- Разделение специализированного образования на академическое и профессиональное. Последнее может софинансироваться отдельными компаниями и целыми отраслями.
Третья ступень - аспирантура (адъюнктура). Она направлена на подготовку научных и научно-практических кадров. Поступить в аспирантуру смогут те, кто получил базовое высшее образование, но со сроком обучения не менее 5 лет, или выпускники магистратуры.
Итак, если суммировать всё сказанное, то в рамках первой ступени студентам в основном будут преподавать практико-ориентированные дисциплины. Подготовкой же будущих учёных займутся в магистратуре и в большей степени - в аспирантуре.
Перемен в области образования будет много, и коснутся они не только формы и сроков обучения, но и содержательной части. Прежде всего, будут переработаны перечни специальностей (направлений подготовки) и образовательных программ, которые необходимо привести в соответствие с современным состоянием технической мысли и тенденциями развития мировой науки. Действующий перечень был утвержден более десяти лет назад - в 2012 году.
Квалификация должна теперь отражать область профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник вуза. Срок обучения по каждому направлению будет определяться, исходя из текущих потребностей экономики и требований рынка труда. В дипломе, помимо уровня образования и направления подготовки (специальности), будет указываться и количество лет обучения.
А. К.
Источники: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российская газета