20 сентября (7 сентября – по старому стилю) Русская Православная церковь отмечает день памяти преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби.
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле
Художник Михаил Иванович Авилов. 1943 год
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Пожалуй, каждому с детства знакома картинка из учебника истории – поединок Пересвета и Челубея. Два всадника стремительно сталкиваются друг с другом. Воины с обеих сторон, затаив дыхание, следят за поединком. Максимальная сосредоточенность мгновения, вот-вот решится исход поединка. А затем два войска ринутся навстречу друг другу и начнется битва – битва, которая явит силу пробудившейся Русской земли. Так легендарный Пересвет вошел в историю. Но кем же был этот монах и воин?
Согласно историческим источникам, Пересвет был родом из брянских бояр. Воспитанный в благочестии, жизнь мирскую он проводил в трудах, в том числе и ратных. Принял монашеский постриг в Борисоглебском монастыре, основанном по благословению Сергия Радонежского в окрестностях Ростова Великого. При пострижении принял имя Александр. Названным братом Пересвету стал Ослябя (монашеское имя – Андрей), происходивший из любутских бояр. Были ли Пересвет и Ослябя родными братьями, доподлинно неизвестно. Через некоторое время оба инока ушли в Троицкий монастырь (ныне Троице-Сергиева лавра), к самому Сергию Радонежскому. А дальше произошли события, которые хорошо известны в нашей истории.
В канун Куликовской битвы, в середине августа 1380 года, великий князь московский Дмитрий Иванович прибыл с войском в Троицкий монастырь просить благословения преподобного Сергия Радонежского. Получив его, князь попросил преподобного старца дать ему в поддержку двух воинов-монахов – Пересвета и Ослябю, известных своим ратным искусством. Речь шла, конечно, не столько о военной, сколько о символической, духовной поддержке, и князь ее получил. Преподобный Сергий призвал иноков, велев облачиться им вместо боевых шлемов в схимы с нашитыми крестами – «оружие нетленное». Отдавая иноков в помощь великому князю, преподобный старец сказал: «Вот тебе мои воины, а за тебя, государь, поборники!».
Утром 8 сентября (21 сентября по новому стилю) 1380 года два войска – русское великого князя Дмитрия Ивановича и ордынское темника Мамая – встали друг против друга на поле Куликовом, между реками Доном и Непрядвой. Было это в день праздника Рождества Богородицы. По давней боевой традиции, сражение предварил поединок («суд») самых сильных воинов – по одному от каждой стороны. От ордынского войска выехал избранник Мамая богатырь Челубей, страшный в своей силе, и вызвал на бой представителя русской рати.
Никто поначалу не мог решиться на жестокий поединок, каждый хотел вернуться живым в родной дом. Но инок Пересвет, отрекшийся уже от земного мира, принял этот вызов. Облачившись в схиму, он попросил прощения у великого князя, брата Осляби и всех христиан, а князь и русское войско в слезах стали молиться о нем. В монашеском одеянии Пересвет ринулся в бой против Челубея. «И ударились так крепко, громко и сильно, что земля сотряслась, и упали оба на землю замертво»… Окрыленные подвигом Пересвета, русские воины отбросили страх смерти, русские и ордынские полки сошлись друг с другом в яростной битве, и «бысть брань крепкая и сеча зла», как писал летописец.
Почти неделю после сражения шли похороны убитых воинов. Тело инока Александра Пересвета доставили в Москву и погребли в Симоновом монастыре, в пределе церкви Рождества Богородицы. В дальнейшем Пересвет и Ослябя были причислены к лику святых.
В тот день – в день Куликовской битвы русское воинство выстояло и обратило в бегство орды Мамая. Так открылась новая страница в истории Руси, которая теперь постепенно становилась Россией.