Доспехи и одежда, созданные сотни и тысячи лет тому назад, доходят до нас, как правило, в сильно поврежденном состоянии, от многих образцов остаются лишь небольшие фрагменты. Любое неосторожное прикосновение рукой к древней находке грозит для нее серьезными повреждениями, если не полным уничтожением. Поэтому обычно ученые для исследований старинных доспехов и одежды делают их копии из современных материалов. Однако такой подход очень затратен по времени и ресурсам.
«Мы разработали новые методы цифровой реконструкции одежды древнегерманских воинов, применяя компьютерную симуляцию твердотельных объектов. Для этого мы использовали мощный движок, который действует в компьютерных играх. Благодаря этому впервые удалось восстановить ряд важных исторических артефактов, от которых остались только фрагменты, а также понять нюансы ношения древней брони, неизвестные ранее историкам и археологам», – рассказал один из авторов работы, доцент Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Москвин.
Преимущество нового метода состоит в том, что с его помощью можно с высокой точностью воспроизвести практически любые параметры древнего артефакта, вплоть до мельчайших деталей. Например, с ее помощью возможно определить расположение тысячи колец, из которых состояла старинная кольчуга. Благодаря компьютерной графике детализация смоделированных одежды и брони оказывается намного выше, чем при материальной реконструкции.
Разработчики платформы уверены, что новый метод можно использовать для исследования и воссоздания любых видов одежды из разных исторических эпох. В частности, он может быть весьма полезен для музейных работников, поскольку позволит оцифровывать музейные коллекции для создания виртуальных экспозиций.
«Мы получили новые сведения о конструкции и взаимодействии одежды с телом человека как в статике, так и в динамике – в зависимости от позы и действий воина (стрельба из лука, метание дротиков и так далее). Например, мы выяснили, почему пояс делал ношение кольчуги более удобным. Рассчитали, что кольца соединялись снизу вверх, а не справа налево, чтобы кольчуга хорошо растягивалась в плечах и не сковывала движения воина», – добавила Мария Москвина, еще один участник исследования.
Всего ученые реконструировали около 30 объектов периода III века до Р. Х. – X века после Р. Х., среди которых одежда, кольчуга, пояса и обувь из Германии и Дании. В дальнейшем исследователи планируют использовать свой метод для изучения костюмов и боевых облачений других древних народов и эпох.
Источник текста: ТАСС Наука
Источник иллюстрации: The equipment of a Germanic warrior from the 2nd–4th century AD: Digital reconstructions as a research tool for the behaviour of archaeological costumes - ScienceDirect