С 29 сентября по середину ноября 1922 года из Петрограда в немецкий город Штеттин (ныне - польский Шецин) по Балтийскому морю отбыло несколько пассажирских рейсов с учёными, писателями, поэтами и философами, чьи взгляды и деятельность плохо вписывались в реалии Советской России. Билеты на пассажирские суда, получившие впоследствии собирательное имя "Философского парохода", покупались Советским правительством, что называется, "в один конец".
Ранее Владимир Ленин предложил высылать за границу тех представителей интеллигенции, которые открыто выступали против Советской власти. По словам Льва Троцкого, расстреливать их "не было повода, а терпеть было невозможно".
29 сентября, поднявшись с набережной Васильевского острова на борт немецкого корабля "Обербургомистр Хакен" ("Oberbürgermeister Haken"), навсегда покинули Россию философы Николай Бердяев, Иван Ильин, Сергей Трубецкой, Семён Франк, историк Александр Кизеветтер и другие. Чуть раньше, 23 сентября, из Москвы на поезде был выслан знаменитый социолог Питирим Сорокин. А в середине ноября, на ещё одном "философском пароходе" под названием "Пруссия" ("Preussen") отправились в изгнание Николай Лосский и Лев Карсавин.
И хотя общее число высланных в те осенние месяцы из Петрограда, Москвы, Севастополя и Одессы было сравнительно невелико - не более 300 человек (вместе с членами семей), сам образ "Философского парохода" стал глубоко символичным - он словно бы окончательно отделил Россию старую, овеянную веками истории, традиций и Православной веры, от России новой, черты которой лишь только начинали угадываться в тревожной дымке ХХ столетия.
А.И. Климин