История и современность

О ВОЗРОЖДЕНИИ «МОСКВИЧА» И НОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

В начале июля Московский автомобильный завод «Москвич» (бывший "Рено Россия", до этого - "Автофрамос", а ещё раньше - Автомобильный завод имени Ленинского комсомола) представил модельный ряд своих будущих автомобилей. Предприятие планирует выпускать автомобили С-класса, кроссоверы и электромобили. 

Напомним, что французская компания "Рено" ("Renault") объявила о приостановке своей деятельности в России в конце марта. А в конце апреля её активы были национализированыДоля французов в акционерном обществе "АвтоВАЗ" перешла к Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту "НАМИ", а завод «Рено Россия» — к правительству Москвы. Стоимость своих российских активов группа "Рено" оценила в 2,195 млрд. евро. Сумма же сделки, в рамках которой активы перешли в собственность России, составила символический 1 рубль. При этом сделка по национализации активов "Рено" подразумевает опцион, то есть возможность обратного выкупа концерном своей доли в течение ближайших шести лет, если французский автопроизводитель всё-таки решит вернуться.

Мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал возобновление на теперь уже бывшем заводе "Рено" производства автомобилей под хорошо известным в Советском Союзе брендом «Москвич»: «На первом этапе будет организовано производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе — и электромобилей».

Для реализации этой задачи московскому правительству необходимо найти надёжных партнёров, которые будут поставлять не только отдельные детали и технологии, но и наладят всю производственную линию. Главным партнёром Москвы в данном проекте выступает "КАМАЗ". И хотя Камский автозавод не располагает всем необходимым оборудованием, у него налажены тесные связи с китайскими автопроизводителями, в частности, с компанией "Дунфэн" ("Dongfeng"). 

Примечательно, что 15 июля Президент Владимир Путин назначил министра промышленности и торговли Дениса Мантурова на должность нового вице-премьера с сохранением министерстского поста. В своем выступлении в нижней палате Парламента Д. Мантуров рассказал о перспективах развития отечественной промышленности в новых условиях - автопрома, машино- и двигателестроения, производства минеральных удобрений, других отраслей.

По словам вице-премьера, крайне важно в данный исторический момент перейти от рыночной промышленной политики к политике обеспечения технологического суверенитета.

Вице-премьер обозначил основные направления промышленной политики - это выстраивание новых кооперационных связей, ускоренное налаживание производства российских аналогов вместо импортных компонентов и комплектующих, создание альтернативных логистических каналов, в том числе, с прицелом на новые рынки. Основой развития промышленности, её "хребтом", выступает оборонно-промышленный комплекс. Особое внимание будет уделено возрождению электронного машиностроения.

По словам экспертов, сейчас перед страной стоит задача проведения настоящей реиндустриализации, необходимо в кратчайшие сроки запустить новый индустриальный подъём.

Экономист Василий Колташов«Мантуров сделал очень важное заявление: его либеральная экономическая политика не отрицает рыночные механизмы, но при этом не полностью совпадает с идеей свободного рынка, конкуренции и развития экономики на основе государственного невмешательства. Думаю, ее можно назвать «неомеркантильной» моделью». По словам эксперта, суть этой схемы состоит в том, что государство проводит политику протекционизма в отношении своих предприятий. «Например, свободный рынок в России почему-то не создал промышленное машиностроение. В итоге государство сейчас заявляет: здесь я ставлю задачу и составляю планы. Целью Мантурова будет развивать импортозамещение в легкой и тяжелой промышленности, в частности, в машиностроении».

Политолог Марат Баширов: Мантуров призвал «заниматься не импортозамещением, а импортоопережением, обеспечивая нашу технологическую независимость». Решение столь масштабных задач возможно при открытии в Правительстве специальных проектных офисов и создании в реальном секторе конгломератов предприятий различной отраслевой направленности, объединенных единой организационной структурой (аналоги японских «дзайбацу» и южнокорейских «чеболей»).

Тем временем аналитический центр Университета "Синергия" опубликовал результаты исследования, согласно которым большинство россиян поддерживают идею возрождения советских брендов, особенно в области производства автомобилей, еды, напитков, одежды и обуви, а также парфюмерии и бытовой химии. Исследование было проведено в июле среди пяти тысяч жителей всех регионов страны.

"Необходимо возрождать советские бренды на фоне ухода иностранных компаний из России", - так считают 83% опрошенных граждан. Речь идет, в том числе, о таких брендах, как "Москвич", "Волга" и "Победа" (автомобили), "Орск" (холодильники) и "Кама" (велосипеды). Около 12% респондентов придерживаются противоположной точки зрения, остальные 5% - затруднились с ответом.

Сторонники возрождения советских брендов объясняют свое мнение тем, что подобная мера укрепит экономику страны за счет эффективного импортозамещения (так ответили 36% респондентов), поддержит отечественных предпринимателей (29%), предотвратит возможный дефицит товаров (22%), выведет на рынок качественную продукцию по доступной цене (13%).

Участники исследования считают наиболее целесообразным реанимировать бренды по выпуску автомобилей (так ответили 26% респондентов), еды и напитков (21%), одежды и обуви (15%), парфюмерии и бытовой химии (8%), бытовой техники и электроники (6%), самолетов (3%). Еще 12% выбрали вариант ответа "Другое". При этом 9% уверены, что советские бренды следует возрождать во всех отраслях, где это возможно.

Критики данной точки зрения полагают, что реанимированные бренды не смогут конкурировать с современными торговыми марками в плане качества своей продукции - такой ответ дали 48% опрошенных из числа скептиков. По мнению 24% респондентов, лучше создавать новые бренды, чем возрождать те, которые безвозвратно ушли в прошлое. Еще 17% ссылаются на то, что у них остался неприятный опыт использования продукции советских брендов, а каждый одиннадцатый россиянин (11%) не верит в возможность полноценного возрождения советских торговых марок: есть риск, что это произойдет на словах, а не на практике.

Положительные ассоциации советские товары вызывают у 62% участников исследования. По их словам, в СССР делали в основном надежные (такое определение дали 84% респондентов) и доступные по цене изделия (87%), которые служили нескольким поколениям (91%). У 30% опрошенных возникают нейтральные ассоциации при воспоминании о сделанных в СССР вещах, а у 8% – отрицательные.

 

Источник: ТАСС, РИА Новости, Российская газета, Взгляд, Газета.ру, РБК, Наавтотрассе. ру