История и современность

ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ РОССИИ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ: ДАННЫЕ ОПРОСОВ

4 мая 2022 года Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал результаты исследования "Российское общество на фоне внешних угроз".

Более половины опрошенных граждан отметили, что специальная военная операция России на Украине скорее сплотила российское общество (61%). Противоположной позиции придерживается каждый пятый (20%). Считают, что специальная военная операция никак не повлияла на общество – 10%, еще 9% затруднились с ответом.

Подавляющее большинство респондентов поддержали тезис о том, что наша страна должна жить по своим законам и правилам, не оглядываясь на Запад (89%). Мнения о том, что России всё же необходмо следовать правилам западных стран, придерживаются лишь 3%. Еще 8% не определились.

81% опрошенных граждан безусловно поддерживают объединение вокруг Президента в сложившихся условиях. 12% считают, что в таком объединении нет необходимости, 7% затруднились дать ответ.

Отличие российских и западных ценностей респонденты оценили как весьма высокое - средний балл здесь составил 7,97 (1 - не отличается совсем, 10 – отличается очень сильно).

По мнению россиян, западная модель общества скорее не подходит к общественному устройству России (3,02  балла, где 1 - определенно нет, 10 – определенно да).

Участники опроса считают российское общество более справедливым (7,17 баллов, где 1 - западное общество, 10 – российское общество), а западные страны - скорее недружественными (3,26 баллов, где 1 - абсолютно недружелюбны, 10 – очень дружелюбны).

А вот в оценке культурной и военной угрозы со стороны Запада мнения разделились (5, 36 и 5,43 баллов соответственно).

Большинство опрошенных россиян полагают, что санкции скорее оздоровят отечественную экономику, чем разрушат (4,18 баллов, где 1 – санкции оздоровят экономику, а 10 – санкции разрушат экономику).

Исследовательская компания "Russian Field" составила социологический портрет сторонников и противников спецоперации.

К противникам операции авторы исследования отнесли людей, которые ответили, что они отменили бы ее, если бы могли, к сторонникам — тех, кто ответил на этот вопрос отрицательно.
55% респондентов заявили, что не отменяли бы спецоперацию, 29% высказались за ее отмену. Военную операцию поддерживают 59% мужчин и 52% женщин. Против нее высказались 25 и 32% соответственно (оставшиеся проценты приходятся на респондентов, отказавшихся от ответа или затруднившихся ответить).
Против отмены операции высказалось большинство россиян во всех возрастных группах старше 30 лет, лишь среди людей от 18 до 29 лет тех, кто поддерживает операцию, меньше половины — 42%.

В наименьшей степени поддерживают спецоперацию люди с маленькими доходами и необеспеченные. Так, 34% опрошенных граждан, которым денег не хватает даже на еду, отменили бы спецоперацию, и 39% в этой категории - поддерживают. 35% респондентов, которым денег хватает только на еду, высказались против спецоперации, 47% - в её поддержку.  С ростом доходов число сторонников операции растет.
Что касается регионального разделения, то больше всего противников спецоперации в Северо-Кавказском и Сибирском федеральных округах, сторонники преобладают в Дальневосточном и Центральном округах. В Москве процент не поддерживающих операцию больше, чем в среднем в округах: 38% против, 48% — за.

Среди поддерживающих спецоперацию больше всего сотрудников правоохранительных органов (80%), пенсионеров (63%), госслужащих (62%), работников жилищно-коммунального хозяйства (54%).

Против военной операции большинство работников науки (85%), более половины сотрудников сферы рекламы, медиакоммуникаций и средств массовой информации (54%), 40% работников культуры, примерно столько же - студентов и безработных.
Среди россиян, побывавших за границей, доля противников спецоперации выше, чем у тех, кто никогда не выезжал (34 против 25%).
Большинство поддерживающих военную операцию респондентов узнают о ситуации на Украине из теленовостей (66%), более половины читают материалы в "Яндексе" и "Google" (56%), половина (50%) узнает новости по радио.

Противники спецоперации, как правило, читают интернет-СМИ (47%), просматривают группы "ВКонтакте" (48%), Telegram-каналы (38%) и смотрят новости на "YouTube" (42%).
Сторонники спецоперации, как правило, не опасаются за свои сбережения (71%) или не имеют их (54%), а противники, наоборот, склонны волноваться за свои деньги (47%).
По мнению 79% поддерживающих операцию, она идет успешно для российских войск. С ними не согласны большинство ее противников — 72%. Абсолютное большинство сторонников операции выступают за ее продолжение — 84%. Большая же часть ее противников хотела бы как можно скорее перейти к мирным переговорам — 63%.
Среди довольных ситуацией в России 12% противников операции и 73% ее сторонников (остальные 15% участников опроса не смогли ответить). Напротив, не удовлетворены положением дел в стране 34% сторонников спецоперации и 51% тех, кто против нее. Остальные респонденты (15%) не ответили на вопрос.
Поддерживающие спецоперацию респонденты в большинстве своем убеждены, что ответственность за обострение отношений между Россией и Западом целиком лежит на Соединённых Штатах Америки, Европейском союзе, Организации Северо-Атлантического договора и Украине. Напротив, желающие отменить операцию уверены, что в обострении отношений виновата исключительно Россия (93%).

Та же ситуация с ответственностью за санкции против России: большинство сторонников спецоперации возлагают ответственность за санкции на Запад (США, НАТО, Евросоюз) и Украину (72%). Противники, как правило, винят во всём Россию (60%).
Большинство среди поддерживающих военную операцию считают, что она укрепит позиции России в мире (71%), а большинство не поддерживающих ее уверены, что этого не произойдет (65%).
Три четверти сторонников операции (77%) хотели бы восстановить, насколько это будет возможно, границы Советского Союза. Более половины ее противников не поддерживают эту идею (66%).
Те, у кого есть друзья или родственники на Украине, как правило, чаще выступают против спецоперации, однако в целом разница невелика (65% против 60%).


Источники: ВЦИОМ, РБК