История и современность

РОССИЯ И ЗАПАД: ЭПОХА СОТРУДНИЧЕСТВА ЗАКОНЧИЛАСЬ

В журнале "Международная жизнь" опубликована статья директора Департамента внешнеполитического планирования Министерства иностранных дел Алексея Дробинина "Уроки истории и образ будущего: размышления о внешней политике России". 

Автор говорит о переломном моменте, который переживает наша страна в текущий период своей истории. "Без преувеличения можно сказать, что специальная военная операция стала вехой на пути к новому миропорядку, новой расстановке сил на международной арене. Расклад будет во многом зависеть от хода военных действий, изменений в структуре мировой экономики и параметров политического урегулирования конфликта".

И хотя нынешние поколения выросли в относительно мирное время, состояние конфликта - в том числе, и с западными странами - является на самом деле привычным для России, особенно с учётом её географии и истории. Вспомним, например, Северную войну, Отечественную войну 1812 года, Крымскую войну, Первую Мировую и Великую Отечественную. К этому надо добавить устойчивую русофобию, неприязнь к России, свойственные политической и интеллектуальной элите Запада, по крайней мере, значительной её части. И это при том, что последние десятилетия мы старались действовать в духе диалога, партнёрства и дружбы с западными странами, ориентировались на западные (они же - "общечеловеческие") ценности и стандарты. Но "своими" для Запада мы так и не стали - напротив, отчуждение и недоверие только росли. И дело здесь далеко не только в Специальной военной операции, поскольку этот процесс неприятия России начался гораздо раньше.

В современном мировом развитии необходимо выделить такие долгосрочные тенденции:

- Формирование многополярного мироустройства;

- Кризис глобализации;

- Повышение значимости фактора силы;

- Научно-техническая революция;

- Рост влияния культурно-цивилизационного фактора.

Эти глобальные тренды так или иначе находили своё отражение в базовых документах, определявших внешнеполитический курс России, начиная с Концепции внешней политики 2000 года.

К настоящему времени можно констатировать следующую очевидную вещь: "тридцатилетняя эпоха в целом конструктивного, хотя и небеспроблемного сотрудничества с Западом бесповоротно завершена. Нынешняя ситуация дает уникальную возможность окончательного освобождения от остаточных иллюзий и вывода России за рамки парадигмы «дружественного поглощения», из раза в раз воспроизводившейся западными коллегами после 1992 г. Понятно, что возвращения к ситуации до 24 февраля в отношениях со странами Северной Америки и Европы не будет".

В новых геополитических реалиях путь к "силовому равновесию принял затяжной и нелинейный характер. Пройти его России и другим ведущим государствам придется – хотя это может занять еще немало лет. Объективные, не зависящие от чьих-либо желаний факты и явления указывают на то, что устойчивость современного мира будет обеспечиваться на путях согласования интересов нескольких системно значимых центров экономической мощи и политического влияния".

Особенно возрастает роль цивилизационного фактора: "игроками глобального уровня будут политически консолидированные цивилизационные общности во главе с государством-лидером. Например, Россия и евразийское содружество, Китай и восточноазиатское сообщество, США и англосаксонская сфера, а также индийская, арабо-мусульманская, континентально-европейская и другие".

Россия вступила в открытое противоборство с западными странами (включая их союзников и сателлитов по всему миру) во главе с Соединёнными Штатами Америки. "Цель противника – нанести нашей стране стратегическое поражение, устранив ее как геополитического конкурента".

В этих условиях жизненно необходимо формирование новой структуры международных отношений, особенно - новой системы международной безопасности. Поворот России к глобальному Востоку и глобальному Югу лишний раз это подчёркивает.

Также на повестке дня - суверенизация всех сфер нашей жизни, будь то идеология, политика, наука, культура, экономика или бизнес.

"России пора вернуться к самой себе. Осознать себя в качестве исторического ядра самобытной цивилизации, крупнейшей евразийской и Евро-Тихоокеанской державы, одного из сильнейших геополитических центров мира".