История и современность

РУСОФОБИЯ НА ЗАПАДЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ. ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАПАДНЫХ СМИ

"Такой русофобии, как сегодня, не было со времен Холодной войны" - пишет Карлос Прието (Carlos Prieto), автор статьи "Ненавидим русских с 1936 года" ("Odiamos a los rusos desde el 36") в испанской газете "El Confidencial". У статьи есть подзаголовок: "Краткая история русофобии" ("Breve historia de la rusofobia") - этим она и интересна. Автор показывает, как формировался в Европе и США образ "плохих русских" на протяжении последних десятилетий. А начинает он с Гражданской войны в Испании 1936 - 1939 годов.

Националисты, военные и другие представители правых сил, поднявшие в 1936 году мятеж против Республики, испытывали страх и ненависть ко всему, что было связано с Советским Союзом (а по факту - с Россией). Они даже Мадрид называли тогда "Мадридоградом - филиалом Москвы на берегу реки Мансанарес", - об этом пишет Фернандо Кастильо (Fernando Castillo) в историческом очерке "Годы Мадридограда". Это название пользовалось у мятежников большим успехом. "После провала франкистов в операции по захвату столицы стали говорить, что Мадрид больше не был испанским, он стал советским городом - Мадридоградом", - объясняет Кастильо.

Прибывавшие в Испанию интернациональные бригады отождествлялись врагами Республики с русскими, хотя в их составе были представители многих других народов. "Россия и Испания развивали культурные связи в XIX веке. Всё изменилось после Октябрьской революции. Россия стала ассоциироваться с коммунизмом. <…> Русофобия испанских мятежников в 1936 была скорее антикоммунизмом" - так рассуждает Кастильо о событиях тех лет.

Русофобия под видом антикоммунизма воцарилась и в американском кинематографе, правда, уже в 1980-е годы. При президенте-демократе Джимми Картере (1977 - 1981) ни в одном голливудском боевике не выступал в качестве антагониста "злой" русский коммунист. Но в 62,5% фильмов, которые были сняты во время второго срока Рональда Рейгана (1985 - 1989), главным злодеем выступал именно русский коммунист. К такому выводу пришёл Сэмюэл Росси (Samuel E. Rossi), автор работы "Влияние президентства Рейгана на Голливуд 80-х". 

В "Рокки-4" соперником Рокки Бальбоа (Сильвестр Сталлоне) был боксёр Драго (Дольф Лундгрен) — боец-тяжеловес и коммунист. Рокки против Драго, безжалостный бой в Москве. В конце фильма, после того как Рокки, ко всеобщему удивлению, отправил в нокаут непобедимого Драго, герой обратился с трогательной речью к зрителям: "Когда я вышел этим вечером на ринг, я не знал, чего ждать. Я убедился в том, что многие меня здесь ненавидели, хотя, думаю, что я тоже вас не любил. Но во время боя ваши чувства ко мне и мои чувства к вам изменились". И зал, в котором сидел двойник Михаила Горбачева, взорвался аплодисментами. 

Рокки, несомненно, намекал на ядерную оттепель и примирение двух враждующих блоков, но имелся здесь один очень важный нюанс - призыв к примирению был сделан лишь после того, как одержана победа над главным соперником. И в этом-то и состояла коварная ловушка Рейгана: мы, конечно, за мир во всём мире, но только после того, как победим в войне… "Рейган увеличивал военные расходы, но в тоже время призывал воздержаться от применения ядерного оружия. Финальный монолог „Рокки-4” очень хорошо показывает рейгановскую риторику. На экране антисоветские и антикоммунистические чувства транслируются через страшного злостного врага. Но в конце акцент делается на сосуществовании. Рейган делал так же", - отмечает Сэмюэл Росси.

Можно назвать целый ряд других подобных картин той поры - "Рэмбо: Первая кровь", "Красный рассвет", "Вторжение в США". "Вдохновением для многих этих фильмов послужили речи Рейгана, которые потом адаптировали под формат кино. Мы слышали, как Рейган демонизировал русских, и тут же видели, как Рэмбо боролся с ними. Сходство между риторикой Рейгана и действиями Рэмбо привело к тому, что массы стали приравнивать их друг к другу", - говорит Росси.

Однако с падением коммунизма в отношениях между Западом и теперь уже постсоветской Россией наступил короткий медовый месяц. Голодные и бедные жители бывшего коммунистического СССР превратились в богатых и респектабельных россиян, которые носят "Гуччи", проворачивают большие - и далеко не всегда законные - дела, скупают дорогую недвижимость и роскошные яхты. Заместо Мадридограда 30-х появился Лондонград, широко распахнувший свои двери для российских олигархов. "После распада СССР произошёл переход от боязни коммунизма к освобождению от русофобии".

На какое-то время Россия перестала быть главным злодеем Голливуда. Для Запада она стала теперь просто "крутым негодяем". У неё был дикий свободный рынок (эпоха Ельцина), она вкладывала многомиллионные инвестиции в западную экономику, а её политика "мягкой силы" притягивала в Москву голливудских звёзд.

Запад постепенно начал воспринимать русских как своих потенциальных союзников. Они уже не были такими "плохими". Напротив, Россия стала восприниматься как источник многомиллиардных инвестиций и поставщик столь необходимых Западу ресурсов, прежде всего природного газа. Да, возможно, российская демократия и отличалась от классической западной как более жёсткая и менее терпимая, но что уж тут поделать - значит, таковы исторические особенности, которые надо уважать! Напомним, что в 2007 году Владимир Путин стал человеком года по версии журнала "Time".

Неслучайно в те годы количество русских злодеев в голливудских фильмах заметно поубавилось - на их место пришли азиатские деспоты и террористы. Стали даже появляться „дружеские” русские персонажи в исполнении настоящих российских актёров. Например, Владимир Машков снялся в фильме „Миссия невыполнима: протокол Фантом”.

Но всё кончилось, когда Крым воссоединился с Россией. После 2014 года возродился казалось бы навсегда ушедший в прошлое стереотип - об этом, в частности, рассказал в своей статье в газете "Los Angeles Times" американский режиссёр латвийского происхождения Михаил Идов (кстати, был главным сценаристом российского сериала "Лондонград"). В каждом новом фильме Россия теперь - самый настоящий Мордор (взять, к примеру, почти одинаковое представление об адской тюремной жизни в фильмах "Чёрная вдова" и "Красное уведомление", вышедших в 2021) или место происхождения дерзких олигархов (особенно этим одержимы британцы: "Довод" 2021 года). С Россией ассоциируются также "милые" убийцы ("Красный воробей" (2018), "Анна" (2019), "С холода" (2022) или та же "Чёрная вдова").

Однако киноиндустрия не создаёт и не разрушает стереотипы о плохих русских. Она их трансформирует. "Раньше были шпионы, военные и революционеры-коммунисты, которые говорили „товарищ” и носили шапку-ушанку. Сейчас это бандиты, олигархи, хакеры и злодеи из комиксов, с сильным акцентом, как у Бората, и пристрастием к алкоголю. Исключений нет. Если это женщины, то это поверхностные и коварные роковые красотки. Вы знаете фильм, в котором русский читает книгу, ходит в театр или ведёт себя как цивилизованный человек? Вот и я о том же", — говорит эксперт по разрешению конфликтов Рафаэль Эгигурен (Rafael Eguiguren).

Но почему стереотип о "русских злодеях" пережил столько эпох? "Здесь несколько факторов. С одной стороны, стереотип увековечивается, потому что мы не знаем славянский мир, потому что нет такой информации, которая бы опровергала и обновляла этот стереотип. С другой стороны, после завершения холодной войны Запад сказал, что пытается достичь понимания с русским народом, но недоверие между русскими и западным миром сохранилось, а вместе с ним и заинтересованность в том, чтобы поддержать существующий стереотип", - считает Эгигурен.

Западные предрассудки подпитывает не только геополитика, но и отличия в культуре и повседневном поведении, вплоть до чувства юмора и улыбки. "Русская улыбка, - говорит Эгигурен, - воспринимается по-другому, что создаёт барьер и приводит к тому, что те немногие люди, которые ненадолго приезжают в Россию, ещё больше убеждаются в реальности стереотипа, и в итоге культурное непонимание укореняется".

Массовый бойкот российских артистов, спортсменов и выдающихся деятелей культуры прокатился в наши дни по всей Европе. Их имён не хотят видеть даже на афишах, причём без особых объяснений! Такой русофобии не было со времён Холодной войны. Андалузская фильмотека отменила показ "Соляриса" Тарковского из-за "деликатной международной обстановки". Королевский театр Испании отменил гастроли Большого театра. "Вот до какой паранойи мы докатились", - пишет в своей статье Карлос Прието.

О современной русофобской политике американских университетов рассуждает Энтони Хеннен (Anthony Hennen) в статье "Исчезающая Россия" ("Disappearing Russia"), которая была размещена на сайте Центра академического обновления имени Джеймса Мартина (The James G. Martin Center for Academic Renewal). Приводим некоторые выдержки из этой статьи.

"Институты Запада утратили большую часть своей способности сохранять прошлое для будущих поколений. В последнее время это проявляется в высшем образовании как близорукая, совершенно лишенная перспективы образовательная политика, которая реагирует на мировые события, отталкивая студентов и ученых от изучения культуры и истории стран, считающихся "проблематичными".

Из-за действий России на Украине колледжи заняли жесткую позицию в отношении Москвы, чего они избегали делать в отношении других стран, нарушающих права человека. <…> Поступая так, они не справляются со своей обязанностью направлять учащихся на путь к лучшему понимания мира, в котором они живут.

На военную спецоперацию России на Украине колледжи быстро отреагировали как настоящие антиинтеллектуалы, заклеймив русское искусство и культуру так, как они не осмелились бы сделать это в отношении других стран.

Вот несколько примеров: Колорадский университет в Боулдере заявил, что не будет финансировать исследования, связанные с российскими организациями. Колледж Миддлбери в Вермонте отменил программу обучения в России. Массачусетский технологический институт прекратил сотрудничество с исследовательским институтом в Москве, в создании которого он участвовал.

Помимо высшего образования, более широкую антироссийскую позицию занимает американская культура в целом. "Netflix" приостановил свои оригинальные программы на русском языке, в том числе очередную экранизацию "Анны Карениной"".

"Правда, антироссийская реакция не стала такой яростной, как антинемецкий культурный крестовый поход в период Первой мировой войны или антияпонские нарушения прав человека во время Второй мировой войны. Однако нынешнее кампания против России показывает, что упадок искусства и гуманитарных наук является серьезной проблемой в нашем высшем образовании (выделено нами. - Ассоциация "Пересвет").

Культура, которая серьезно относилась бы к шедеврам Достоевского, Ахматовой, Булгакова и Стравинского, не могла бы даже подумать о прекращении программ обучения за границей или об отмене экранизаций. "Стражи" и "хранители" чистоты нашей культуры должны понять, что их действия лишают молодежь принадлежащего им всемирного культурного наследия, накладывая коллективную политическую вину на общество настоящего и прошлого".

Своим мнением о современной информационной политике западных стран в отношении России поделился в интервью известный американский философ и лингвист Ноам Хомский (родился в 1928 году). Настоящим безумием назвал он блокировку российских СМИ в Соединённых Штатах: "Цензура настолько сильна, что в Америке практически никто ничего о нынешнем развитии событий и не знает, если только не посещает с этой целью некие маргинальные либертарианские сайты, где можно найти правду".

Далее учёный добавляет: "Я пытался найти в Соединенных Штатах и Великобритании - двух воинственных странах - хотя бы одного государственного деятеля, который рассуждал бы здраво и призывал к проведению переговоров вместо того, чтобы всячески им препятствовать. Нашлось двое: в Англии - Джереми Корбин, которого вместе с Киром Стармером выгнали из лейбористской партии просто за то, что они осмелились высказать дельные соображения. А в Америке лишь один - Дональд Трамп". 

"Неужели мы достигли такого уровня тоталитаризма, внутреннего тоталитаризма, когда утратили право говорить об установленных фактах только потому, что они кому-то неугодны? Видимо, так и есть, только вот кому от этого легче?", - задается риторическим вопросом Ноам Хомский.


Источник: ИноСМИ