История и современность

СВЯТЫНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ЦЕРКВИ

Президент Владимир Путин дал распоряжение вернуть Русской Православной Церкви икону "Троица" Андрея Рублёва. Об этом 15 мая сообщила пресс-служба Московского Патриархата: "В ответ на многочисленные просьбы православных верующих Президентом Российской Федерации В. В. Путиным принято решение о возвращении Русской Православной Церкви чудотворной иконы «Троица», написанной преподобным Андреем Рублевым". Чудотворный образ будет выставлен в течение года для общенародного поклонения в Храме Христа Спасителя в Москве, а затем займет своё историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад. Также Президент поручил вернуть в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге раку святого благоверного великого князя Александра Невского.

По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, "Глубоко символично, что восстановление исторической справедливости происходит в судьбоносный период государственного бытия России". Как было отмечено на заседании Святейшего Синода 16 мая, "возвращение Русской Православной Церкви ее святынь, насильственно изъятых в ходе антицерковной кампании 1922 года, <…> является важнейшим действием по укреплению духовного единства народа России. Будучи размещены в храмах, святыни становятся открытыми для усиленной богослужебной молитвы верующих, особенно необходимой в сложные для Отечества времена".

Рака святого князя Александра Невского в Государственном Эрмитаже. Фото: https://fishki.net/2486585


Иконография "Троицы" Андрея Рублёва

В основе иконографии "Троицы" лежит ветхозаветный рассказ о встрече праотца Авраама с тремя путниками (Книга Бытия, глава 18). Странники оказались ангелами, в которых Аврааму явился сам Господь. Авраам и его жена Сарра угостили их трапезой под сенью Мамврийского дуба.

Основу композиции иконы составляет круг. Три ангела - символ Святой Троицы, воплощение трёх ипостасей Бога. Первая Ипостась (с левой стороны) - Бог Отец, Творец неба и земли. За Ним, чуть выше, помещено изображение здания (храма). Вторая Ипостась (по центру) - Сын Божий. Он облачён в вишнёвый хитон и синий гиматий - одежды Иисуса Христа. За Ним изображено дерево. Третья Ипостась (с правой стороны) - Дух Святой. За Ним высится гора - символ горнего мира и духовного восхождения. Ангелы сидят вокруг стола с чашей. Представленная на иконе трапеза есть прообраз Евхаристии (Святого Причастия), а помещённая в чашу голова тельца - прообраз Жертвы. Ангелы пребывают в безмолвном общении, а всё изображение имеет "характер бесконечно длящегося, насыщенного внутренним движением покоя". Как пишут исследователи, икона Андрея Рублёва является беспримерным по глубине выражением в красках православного учения о Святой Троице.

"Троица" Андрея Рублева в Третьяковской галерее. Фото: Софья Багдасарова. 2014 год


История иконы

Образ Святой Троицы был написан Андреем Рублёвым (около 1360 - 1430) для Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра) по просьбе игумена монастыря, преподобного Никона (около 1350 - 1426) - ученика Сергия Радонежского. По одной из версий, икона была создана около 1410 года для деревянной Троицкой церкви. Затем она была перенесена в каменный Троицкий собор, возведённый в 1422 - 1423 годах. Однако большинство исследователей полагает, что икона была написана непосредственно для Троицкого собора в 1420-е годы. 

На протяжении почти 500 лет икона находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. В 1575 году "Троица" была помещена в золотой оклад, преподнесённый Иваном IV Грозным, в 1600 году - в новую золотую ризу с драгоценными камнями, подаренную Борисом Годуновым. При этом оклад Ивана Грозного был переложен на специально написанную копию иконы. Спустя два века для "Троицы" был изготовлен серебряный золочёный оклад, который оставил открытыми только лики и руки ангелов.

В 1904 - 1905 годах по приглашению отца-наместника Троице-Сергиевой лавры иконописец и реставратор Василий Гурьянов провёл первую крупную реставрацию иконы, очистив её от ряда наслоений. Работы проходили под наблюдением Московского археологического общества.

После Революции, в 1918 году для защиты памятников древнерусского искусства были созданы сразу две организации - Комиссия по раскрытию древней живописи в России и Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. В состав обеих комиссий вошли Павел Флоренский, Игорь Грабарь, другие выдающиеся деятели науки и искусства. На рубеже 1918 - 1919 годов в Центральных государственных реставрационных мастерских, созданных по инициативе И. Грабаря, была проведена масштабная реставрация иконы, она была освобождена практически от всех внешних наслоений (работы шли в условиях голода и разрухи, в разгар Гражданской войны!). После этого "Троица", как и другие памятники Лавры, была передана Сергиевскому историко-художественному музею (ныне Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник), открытому в 1920 году. Какое-то время отреставрированная икона оставалась в иконостасе Троицкого собора, но без оклада. 

В 1929 году икона поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи, где ей был присвоен постоянный инвентарный номер. Взамен в иконостас Троицкого собора был помещён список (копия). В годы Великой Отечественной войны "Троица" вместе с другими экспонатами Третьяковской галереи была вывезена в Новосибирск.

С 1997 года икона ежегодно переносилась на праздник Святой Троицы в церковь Святителя Николая в Толмачах - храм-музей при Третьяковской галерее. В ночь на 17 июля 2022 года "Троица" впервые за многие десятилетия была доставлена в Троице-Сергиеву лавру на празднование 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. 

"Троица" Андрея Рублёва в храме. © Артем Геодакян/ ТАСС


Рака святого князя Александра Невского

Рака - ковчег с мощами святых. Рака святого благоверного великого князя Александра Невского - выдающееся произведение русского декоративно-прикладного искусства эпохи барокко. Она была изготовлена в 1746 - 1752 годах по повелению императрицы Елизаветы Петровны. Рисунок масштабного сооружения выполнил придворный художник Георг Грот, эскизы барельефов - Якоб Штелин. Над непосредственным созданием шедевра трудились более двадцати русских и немецких мастеров. Работами руководил специалист по горному делу Иван Андреевич Шлаттер. Стороны надгробия были украшены эпитафиями М. В. Ломоносова. На изготовление ковчега пошло первое серебро, добытое на Урале. В раке хранились мощи святого Александра Невского, сама же рака была установлена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. В 1922 году рака была вскрыта. Мощи были изъяты и переданы в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе (возвращены в Александро-Невскую лавру в 1989 году). Рака была передана Государственному Эрмитажу.

Рака с мощами Св. Александра Невского в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Кочетова О.А.,1890


А.Климин


Источники: Московская Патриархия, Православная энциклопедия, ТАСС