Наши новости

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

ПЯТЫЙ ВЫПУСК СБОРНИКА "КУЛЬТУРА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ"

Ассоциация "Пересвет" продолжает издание сборников серии "Культура и гуманитарные науки в современном мире". Из печати вышел пятый выпуск.

Сборник начинается с вводной статьи, посвященной особенностям развития русской философии. Этот небольшой очерк словно бы задает тон всем остальным материалам сборника, делая акцент на рефлексии окружающих нас социальных и культурных реалий и выявлении стоящих за ними смыслов и ценностных установок. Данный посыл находит продолжение уже в следующей статье, где идет речь о генетической связи между древними мифологическими представлениями и основными концептами современных философских взглядов на природу человека.

Особое внимание в материалах книги отводится сюжетам, связанным с изучением литературных и публицистических текстов. Исследуется отражение идей Ф.М. Достоевского в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», анализируются различные подходы к написанию сценариев в истории отечественного кинематографа, характеризуются взгляды на роль культуры в историческом развитии России, представленные в публицистических работах Александра Солженицына. Роль визуального восприятия и феномен гипертекстуальности в постмодернистской литературе наглядно раскрываются на примере одного из романов современного американского писателя Марка Z. Данилевского.

В прошлых выпусках сборника широко затрагивалась тема культурной и межкультурной коммуникации. На этот раз она рассматривается как в плоскости коммуникативного пространства «сцена – зритель» на примере сюжетов, посвященных истории зарождения российского театра, так и в гораздо более широком плане – в контексте культурного взаимодействия между странами. В последнем случае предметом внимания авторов выступают российско-китайские культурные контакты (и в целом отношения России со странами Дальнего Востока). На примере Республики Башкортостан описывается вклад субъектов Российской Федерации в развитие российско-китайского культурного сотрудничества на современном этапе. Также российско-китайские культурные связи рассматриваются и в исторической ретроспективе, на примере истории экспорта в Россию предметов китайского декоративно-прикладного искусства.

Отдельный блок статей посвящен вопросам филологии и лингвистики, причем рассматриваются они в тесной связи с культурологическим подходом. Это и изучение различных аспектов когнитивной лингвистики на примере русского и английского языков, и культурологический анализ специальных терминов шведского языка, и проблема мультилингвизма в современном обществе, и такой концептуальный вопрос, как взаимосвязь филологии и философии на примере дискуссии, имевшей место среди российских философов и филологов в конце ХХ века.

Не были обойдены вниманием и проблемы образования, в частности обосновывается значимость устной речи, и в целом искусства речевого воздействия, в работе педагогов дошкольного и школьного образования.

Представлена на страницах сборника и современная культурная повестка. Характеризуются основные этапы развития феминизма в России и его нынешнее состояние. А на примере модного дома "Prada" исследуется сотрудничество предприятий высокой моды с видными представителями современного искусства.

ВЫШЕЛ ВТОРОЙ СБОРНИК, ПОСВЯЩЁННЫЙ ВОПРОСАМ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Представляем второй выпуск сборника "Россия и мир. Мировая экономика и международные отношения в эпоху многополярного мира".

Заглавной темой выпуска стали вопросы противодействия преступности. Характеризуются основные принципы предупреждения и профилактики преступлений, зафиксированные в международных документах. Рассматриваются особенности антикоррупционной политики в странах Европейского Союза, анализируется опыт ЕС по выработке и применению механизмов борьбы с коррупцией.

Материалы сборника разделены на четыре небольших раздела. В первом из них («Глобальные проблемы современного мира») как раз затрагивается проблема борьбы с преступностью в международном масштабе.

Во втором («Россия в системе международных отношений и внешнеэкономической деятельности») рассматриваются процессы цифровой трансформации в российской экономике, а также характеризуется влияние трудовых мигрантов на социально-экономическую ситуацию в российских регионах.

Третий раздел («Страны и регионы мира») включает статьи, в которых раскрываются особенности социально-экономического и политического развития отдельных стран и регионов. Здесь обращает на себя внимание анализ внутренней политики Египта на протяжении последних десятилетий (как до, так и после "Арабской весны").

Последний раздел посвящен проблематике международных отношений, в частности, такому актуальному направлению внешней политики, как публичная дипломатия (на примере отношений Испании со странами Латинской Америки).

Материалы сборника представляют интерес для специалистов, изучающих экономику и политику отдельных стран, регионоведение и международные отношения.

ИЗДАНЫ МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ "ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА, ЧЕЛОВЕК В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ"

Из печати вышел сборник трудов Всероссийской конференции «Общество, культура, человек в цифровую эпоху. Медиаэкономика, медиаполитика, медиакультура».

Сборник, как и сама прошедшая конференция, посвящен комплексному влиянию информационных и цифровых технологий на развитие современного социума. Он состоит из четырех разделов, в которых последовательно рассматриваются вопросы из области социологии, политики, экономики и образования.

Первый раздел («Цифровое общество. Развитие социума в новой технологической реальности») посвящен тому радикальному воздействию, которое оказывают цифровые технологии на различные стороны общественной жизни. И в первую очередь здесь поднимается столь актуальный в наше время вопрос о влиянии виртуальной реальности на физическое, психологическое и духовное состояние современного человека. А отрицательные последствия этого влияния сказываются не только на детях и подростках, но и на вполне взрослых пользователях мобильных гаджетов и Интернета. Также на конкретных примерах рассказывается о том, как в современных отечественных медиаресурсах преломляются острые социальные проблемы.

Во втором разделе («Цифровое государство и цифровая политика. Политические институты и цифровые технологии») цифровые технологии исследуются как инструмент политической коммуникации. Речь идет о таком перспективном направлении, как цифровая дипломатия, феномен которой рассматривается на примере внешней политики США.

В третьем разделе («Цифровая экономика – экономика знаний и инноваций») характеризуется влияние цифровых технологий на экономические и хозяйственные отношения. В материалах раздела представлено как теоретическое осмысление процессов цифровизации экономики, так и конкретные примеры («кейсы») применения данных технологий в экономической практике. В частности, рассматривается их роль в работе предприятий малого и среднего бизнеса, исследуется структура компетенций экономически активного населения в условиях цифровой экономики, раскрываются аспекты инновационного развития экономики Азербайджана.

Наконец, четвертый раздел («Образование в цифровую эпоху») содержит статьи, посвященные влиянию технологий на воспитание и образование. Представлены результаты исследования по определению рисков ранней цифровой зависимости у детей старшего дошкольного возраста и выявлению компетенций воспитателей дошкольных образовательных учреждений в профилактике ранней цифровой зависимости у дошкольников. Практика использования технологий дистанционного обучения в высшей школе рассматривается на примере учебной дисциплины «Физическая культура».

Очевидно, что пандемия коронавируса, пик которой, - как очень бы хотелось надеяться, - мы всё-таки уже прошли, поспособствовала чуть ли не тотальному проникновению технологий в нашу жизнь. И потому изучение процессов цифровизации неизменно будет приобретать всё большую актуальность и значимость.



РЕСПУБЛИКИ ДОНБАССА, ЗАПОРОЖСКАЯ И ХЕРСОНСКАЯ ОБЛАСТИ - СНОВА ВМЕСТЕ С РОССИЕЙ!

30 сентября 2022 года в Георгиевском зале Московского Кремля состоялась церемония подписания договоров о принятии Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей в состав Российской Федерации.

Подписание договоров, 30 сентября 2022 г. Фото: Григорий Сысоев, РИА Новости

Договоры подписали: со стороны России - Владимир Путин, со стороны Донецкой Народной Республики - глава ДНР Денис Пушилин, Луганской Народной Республики - глава ЛНР Леонид Пасечник, Запорожской области - глава администрации Запорожской области Евгений Балицкий, Херсонской области - глава администрации Херсонской области Владимир Сальдо. Принятие новых регионов в состав России стало возможным благодаря волеизъявлению их жителей на референдумах 23 - 27 сентября. Как отметил в своем выступлении Владимир Путин, жители Донбасса и освобождённых областей "сделали выбор быть со своим народом, быть с Родиной, жить её судьбой, побеждать вместе с ней. За нами – правда, за нами – Россия!".

В РОССИИ ОБЪЯВЛЕНА ЧАСТИЧНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ

21 сентября Президент России Владимир Путин объявил о проведении в стране частичной мобилизации.

В соответствии с Указом Президента, с 21 сентября в России проводится частичная мобилизация. Призыву на военную службу подлежат граждане, которые в настоящий момент находятся в запасе, и в первую очередь те, кто проходил службу в рядах Вооружённых Сил, имеет определённые военно-учётные специальности и соответствующий опыт. Призванные на военную службу будут в обязательном порядке проходить дополнительную военную подготовку с учётом опыта Специальной военной операции. Также призванные по мобилизации получат статус и все социальные гарантии военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.


ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В.В. ПУТИНА ОТ 21 СЕНТЯБРЯ


Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»


Информация о частичной мобилизации на сайте "Объясняем. рф"



НОВАЯ ЭПОХА В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Президент России Владимир Путин заявил о начале новой эпохи в мировой истории. 

Владимир Путин на Форуме «Сильные идеи для нового времени». Источник: Президент России

20 июля на пленарном заседании Форума «Сильные идеи для нового времени» (организатор - "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов") Президент России Владимир Путин заявил о начале новой эпохи в мировой истории. 

"Как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает всё-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории. И только подлинно суверенные государства могут обеспечить высокую динамику роста, стать примером для других в стандартах и качестве жизни людей, в защите традиционных ценностей и высоких гуманистических идеалов, моделей развития, в которых человек становится не средством, а высшей целью".

В настоящее время в мире начались по-настоящему революционные изменения. "И как на национальном, так и на глобальном уровне идёт выработка основ, принципов гармоничного, более справедливого, социально ориентированного и безопасного миропорядка – альтернативного существующему или, можно сказать, существовавшему до сих пор однополярному мироустройству, которое по своему характеру, безусловно, становится тормозом для развития цивилизации".

Основой поступательного развития, последовательного движения вперёд в изменившихся условиях выступает суверенитет. "Суверенитет – это свобода национального развития, а значит, и каждого человека в отдельности: технологическая, культурная, интеллектуальная, образовательная состоятельность государства – вот что это такое. И, безусловно, важнейшая составляющая суверенитета – ответственное, деятельное и национально мыслящее, национально ориентированное гражданское общество".


Источники: Президент России, ТАСС

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ПРОШЛА ЕЩЁ ОДНА ЛЕТНЯЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЁННАЯ ПРОБЛЕМАМ ЦИФРОВИЗАЦИИ

3 августа завершилась вторая по счёту Всероссийская конференция, посвящённая проблемам цифровизации - «Общество, культура, человек в цифровую эпоху. Медиаэкономика, медиаполитика, медиакультура».


Первая конференция с таким названием состоялась в июле прошлого года. Нынешнее лето не стало исключением - как по хорошей погоде, так и по интенсивности обсуждений различных проблем цифрового общества. Мероприятие было разбито на два этапа: часть заседаний прошла в 20-х числах июля (июльская сессия), часть - в самом начале августа (августовская сессия). 

Работа конференции проходила по следующим секциям (не считая весьма короткого пленарного заседания): "Цифровое общество. Развитие общества в новой технологической реальности", "Цифровые технологии в науке, культуре и образовании", "Цифровое государство и цифровая политика. Политические институты и цифровые технологии", "Цифровая экономика - экономика знаний и инноваций", "Образование в цифровую эпоху" и "Экология культуры. Проблемы сохранения и актуализации культурного наследия в цифровую эпоху".

Конференция стала своеобразным завершением череды многочисленных мероприятий, проводившихся Ассоциацией "Пересвет" в первой половине текущего года (так называемый весенне-летний цикл научных проектов). Теперь осталось дождаться выхода сборников по их итогам как в электронном, так и в печатном виде, что будет, скорее всего, уже осенью.

А пока назовём участников последней конференции, чьи доклады были отмечены дипломами:

Секция "Цифровые технологии

в науке, культуре и образовании"

Богун Виталий Викторович (Международная академия бизнеса и новых технологий, г. Ярославль) - "Реализация электронных библиотек для сопровождения научных проектов".

Секция "Образование в цифровую эпоху"

Пастухова Анна Сергеевна (Московский городской педагогический университет, г. Москва) - "Обучение учителей начальной школы созданию образовательного квеста на платформе "Joyteka.com"".

Секция "Экология культуры: проблемы сохранения и актуализации культурного наследия в цифровую эпоху"

Шумилина Дария Дмитриевна (Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, г. Санкт-Петербург) - "Формирование творческого метода Г.И. Семирадского. Академия. Начало пути".

ПОНЯТИЕ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА" БУДЕТ ИСКЛЮЧЕНО ИЗ ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Важные новости на ниве образования. Государственная Дума проголосовала за исключение понятия "Образовательная услуга" из Федерального закона об образовании. Также вопросам развития отечественного образования были посвящены парламентские слушания, состоявшиеся в конце июня.

Государственная Дума. Источник: сайт Государственной Думы

В 20-х числах июня Государственная Дума приняла закон, согласно которому понятие "Образовательная услуга" будет исключено из Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". 

«Педагоги занимаются обучением и воспитанием подрастающего поколения, а не оказывают услугу», — отметил Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

Представители педагогического сообщества неоднократно говорили о недопустимости отношения к образованию как к обычной сфере услуг. Вопрос об исключении понятия «Услуга» из федерального законодательства поднимался в августе 2021 года на заседании Президиума Государственного совета с участием Президента Владимира Путина.

«Теперь образование, гарантированное государством, больше не будет трактоваться как услуга», — сказал В. Володин. 

Из статей Федерального закона, регулирующих вопросы финансирования образования, исключается термин «государственная и муниципальная услуга в сфере образования». Вместо него водятся такие понятия, как «объем финансового обеспечения реализации образовательной программы» и «объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания».

Важные вопросы были также затронуты 27 июня на специальных парламентских слушаниях, посвящённых развитию отечественного образования в новых условиях. Председатель Государственной Думы В. Володин, в частности, заявил о недопустимости такой ситуации, когда лица, занимающие государственные должности (включая работников высшей школы), «начинают использовать свое рабочее место для пропаганды в интересах других государств». «Поэтому хотелось бы, чтобы ректоры не только на это внимание обратили, но и понимали свою ответственность. Если такие случаи будут происходить, мы считаем: правильно было бы руководителям, занимающим должности в бюджетных учреждениях, уйти», — добавил В. Володин.

«Сегодня наши солдаты и офицеры защищают Россию, защищают ее безопасность, спасают наших соотечественников. Мы должны быть честны перед ними. Они должны понимать: за ними страна, за ними народ. Поэтому тот, кто начинает все это искажать и тем более пытается использовать кафедру, ведя эту пропаганду перед студентами, — он должен взять и уйти», — подчеркнул Председатель Государственной Думы.

Такой подход используется во многих странах. «А там, где не понимают, возьмите и уйдите просто. Встаньте и уйдите. Пускай также уйдут деканы, заведующие кафедрами, но в первую очередь уйдут те, кто берет и предательски всаживает нож своими разговорами в спину своей Отчизне», — заключил В. Володин.

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБСУДИЛИ НА ИЮНЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Во второй половине июня в Санкт-Петербурге прошла Всероссийская конференция с международным участием "Актуальные проблемы общества в цифровую эпоху". Главный вопрос, который стал лейтмотивом всего мероприятия - как меняется наша жизнь в условиях стремительной и вездесущей цифровизации?


Замысел конференции, равно как и её название были позаимствованы организаторами от Всероссийского конкурса студенческих научных работ "Наука - молодым! Актуальные проблемы общества в цифровую эпоху", который ежегодно проводится Ассоциацией "Пересвет", начиная с 2019 года. Учитывая актуальность и широту конкурса, перенос его тематики на мероприятие всероссийского и даже международного масштаба представляется вполне закономерным и логичным. Кстати, что касается международной составляющей конференции, то она действительно присутствовала - в ней приняли участие, - правда, дистанционно - докладчики из Казахстана и Китая.

Конференция прошла в две сессии - 15 и 24 июня. Тематический охват докладов получился очень широким - от экономики и права до вопросов языка и литературы. Непосредственно с их содержанием мы сможем ознакомиться в сборнике трудов конференции, который организаторы обещают подготовить к началу осени. А пока назовём имена участников, чьи выступления были отмечены специальными дипломами:

Секция "Юридические науки"

Бжассо Анастасия Андреевна (Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону) - "Правовое регулирование ипотечных отношений в условиях финансового кризиса".

Секция "Педагогика и психология"

Касимова Ралина Рафаиловна (Челябинский государственный университет) - "Психологические особенности военнослужащих, получивших военную травму".

Секция "Экономика и управление"

Симко Наталья Николаевна (Уральский государственный экономический университет) - "Цифровизация контроля в финансово-бюджетной сфере: наработанная практика и перспективы развития".

Секция "Мировая экономика и международные отношения"

Сунь Цяньцянь (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) - "Китай и Россия совместно строят «Ледяной Шелковый путь»".

Секция "Филология. Лингвистика. Литература"

Цзя Цянь (Китай, г. Тяньцзинь, Тяньцзиньский педагогический университет) - "Сотрудничество китайских и русских преподавателей русского языка как иностранного в китайских вузах".



РОССИЯ НАМЕРЕНА ОТКАЗАТЬСЯ ОТ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ

Россия планирует выйти из Болонского процесса и приступить к созданию собственной системы образования. Об этом заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.



В интервью газете "Коммерсантъ" Валерий Фальков сообщил, что в России будет разрабатываться своя система высшего образования, вне рамок Болонского процесса. По словам министра, «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента». 

О целесообразности выхода России из Болонской системы заявил и секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев, подчеркнувший особенную важность исторического образования и просвещения в современных условиях. Он также отметил, что «наших студентов и преподавателей фактически выдавливают из западной научно-образовательной сферы».

Главные цели Болонского процесса - распространение стандартов европейского высшего образования и повышение его привлекательности, особенно среди бывших социалистических стран. Россия является участником Болонского процесса с сентября 2003 года. 

Напомним, что 21 марта 2022 года в России был введен мораторий на показатели публикационной активности российских ученых в зарубежных научных журналах. Правительство поддержало предложение Министерства науки и высшего образования приостановить на время учет публикаций российских авторов в международных базах данных и их участия в зарубежных научных конференциях.

Как сказал Валерий Фальков, «Необходимо переосмыслить работу на данном этапе и обеспечить поддержку российских научных изданий, а также снизить удельный вес библиометрических и наукометрических показателей в оценке научных коллективов, которые занимаются фундаментальными, прикладными и социо-гуманитарными исследованиями». 

Мораторий вовсе не означает запрет на публикации за рубежом. «Мы не призываем отказываться от публикаций в изданиях "Web of Science" и "Scopus". Россия должна оставаться на фронтире мировой науки. Но нам нужно исходить из наших национальных интересов», — пояснил министр.