Наши новости

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

ПЕРВАЯ КНИГА В НОВОМ ГОДУ!

Вышел из печати сборник научных трудов "Человек в современном мире" - первая книга, выпущенная Ассоциацией "Пересвет" в наступившем году!

В сборник вошли материалы всероссийской конференции с аналогичным названием. На страницах издания раскрываются различные аспекты педагогической теории и практики, рассматриваются вопросы развития современной системы образования. Название «Человек в современном мире» отражает влияние социально-культурных факторов и технологий на процесс формирования человеческой личности, следствием чего являются, с одной стороны, идущий сейчас постоянный поиск оптимальных методов воспитания и обучения, а с другой, перманентная трансформация образовательной системы, и в этом заключается несомненная актуальность сборника. О тематике вошедших в него статей говорят названия разделов - «Историческое наследие российской педагогики», «Семейная педагогика», «Дошкольная и школьная педагогика», «Педагогика высшей школы», «Методики и технологии обучения», «Цифровые технологии в образовании», «Междисциплинарные исследования в педагогике и психологии». Приведенные в статьях эмпирические данные и теоретические обобщения, несомненно, будут представлять интерес для педагогов и психологов, а изложенные авторами методические разработки могут найти практическое применение в учебной и воспитательной работе.

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ В ТРЁХ УЧЕБНИКАХ

Российское военно-историческое общество подготовило к изданию серию учебных пособий по военной истории России.


Фото: Пресс-служба Министерства просвещения России


Презентация учебников прошла 27 января в пресс-центре ТАСС, в День полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады. Авторами пособия являются историки Российского военно-исторического общества (РВИО). Издание полностью синхронизировано со школьным курсом, так что у юных читателей не возникнет трудностей при знакомстве с военной историей нашего Отечества.

Кстати, изучению военной истории большое внимание уделял ещё Пётр I. По словам председателя РВИО, помощника Президента России Владимира Мединского, "Пётр, создавая регулярную армию, обратился к изучению не только западноевропейских военных кодексов и тактики, но и военной истории. Именно изучению военной истории и ее записи, Пётр придавал удивительное для того времени первостепенное значение. Из-под его пера вышел не только известный воинский устав Петра I, но и надиктованная и отредактированная им история Свейской войны".

О важности изучения военной истории сказал на презентации и директор Института Всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян: "Военная история – это важная часть формирования идентичности. Посмотрите учебники в разных странах мира. Очень большой процент материалов касается военных дел. Это и борьба против внешних опасностей, и создание государственности, и суверенитет. Издание, в этом смысле, имеет большую ценность не только для образовательного процесса, но и для формирования понимания нашей национальной особенности, национальной идентичности".

Наряду с Министерством просвещения, учебники прошли экспертизу Института военной истории Военной Академии Генерального Штаба Вооружённых Сил России.

Как сказано в аннотации, "пособие предназначено для учащихся суворовских, нахимовских, кадетских училищ, кадетских классов, для тех, кто хочет выбрать профессию военного, и также для всех, кто интересуется военной историей нашей страны". На страницах учебников содержатся сведения о боевых действиях, тактике и стратегии, вооружении и форме Российской Армии на всём протяжении её истории - с древнейших времён до нашего времени. Всё это дополняют иллюстрации, карты, контрольные задания, исторические источники и специальные QR-коды, ведущие на сайты архивов, библиотек и музеев.

Серия состоит из трёх учебных пособий. Первое пособие (для 6 - 7 классов) посвящено древнерусской и средневековой истории - от эпохи древних славян до конца XVII столетия, второе (для 8 - 9 классов) начинается с Северной войны и завершается Русско-японской войной 1904 - 1905 годов; наконец, третье пособие охватывает ХХ век, начиная с Первой Мировой войны, и события настоящего времени, включая Специальную военную операцию. В последнем пособии особенное внимание уделено истории Великой Отечественной войны, что более чем актуально, учитывая отмечаемое в этом году 80-летие Победы. Так, отдельные параграфы посвящены Битве за Москву, героической обороне Ленинграда, Сталинградской и Курской битвам. Завершает учебник материал о причинах, целях и ходе Специальной военной операции.


Источник: Российское военно-историческое общество

ПЯТАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ, И ПЕРВАЯ - МЕЖДУНАРОДНАЯ

В Санкт-Петербурге прошла пятая по счёту (почти юбилейная!) конференция "Социальные и гуманитарные науки в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы". Мероприятие впервые получило международный статус.


Как и в прошлые годы, конференция характеризовалась широкой палитрой тем, охватывающих самые разные направления исследований в области социально-гуманитарных наук. На первое по очерёдности место, если не считать пленарную часть, организаторы поставили культурную тематику (секция "Культура и искусство"). Представители Уральского государственного архитектурно-художественного университета имени Н.С. Алфёрова ознакомили аудиторию с творческим и педагогическим наследием Нины Васильевны Костиной (1934 - 2021), чьи живописные полотна, хорошо известные в советское время, являют яркий пример сочетания традиций академизма и реализма в современном отечественном искусстве.

В условиях нового многополярного мира особое значение приобретает экономическое и политическое взаимодействие России со странами Глобального Юга и, в частности, с государствами Африканского континента. Экономическим аспектам российско-африканского сотрудничества и трудностям, возникающим на этом пути, был посвящён доклад на секции "Мировая экономика и международные отношения".

Традиционно большой блок тем был связан с экономической проблематикой. Причём это были не только прикладные сюжеты, такие как обеспечение устойчивого развития предприятий или экономика отрасли физкультурно-спортивных услуг, но и вопросы сугубо теоретические, например, влияние эволюционистских идей Чарльза Дарвина на современную экономическую теорию.

Актуальность докладов на секции "Юридические науки" подчёркивалась самими их названиями ("Актуальные вопросы охраны труда", "Актуальные проблемы института защиты гражданских прав"). Отдельный интерес вызвало сообщение, посвящённое вопросам правового регулирования деятельности казачьих обществ на территории внутригородских муниципальных образований.

Иностранными участниками конференции стали молодые исследователи из Китайской Народной Республики. Их выступления, вошедшие в секцию "Педагогика и психология", были посвящены развитию художественного образования в Китае и применению технологий виртуальной реальности на искусствоведческих дисциплинах и в ходе художественной практики.

На основе представленных докладов в итоговую резолюцию были внесены следующие рекомендации и предложения (сообразно тематике секций):


1) Для успешной реализации российских проектов в Африке необходим тщательный анализ социально-экономической и политической ситуации в отдельных африканских государствах и на континенте в целом.

2) В целях повышения доступности физкультурно-спортивных услуг рекомендуется усилить государственные инвестиции в данную отрасль, внедрить льготные тарифные программы, расширить доступ малых предпринимателей к кредитным продуктам и стимулировать развитие отечественного производства спортивного инвентаря.

3) Для улучшения показателей Индекса клиентоцентричности служб занятости населения предлагается учитывать в методике расчёта Индекса цифровые компетенции клиентов и региональные различия, и, в частности, более всесторонне анализировать специфику рынка труда в каждом конкретном регионе.

4) Необходимо закрепить в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» понятие возвратного лизинга с указанием целей, порядка, круга субъектов и объектов данного правового механизма. Для лизинговых компаний следует разработать рекомендации по заключению сделок возвратного лизинга с целью развития добросовестной практики и пресечения злоупотреблений по таким сделкам.

5) Необходимо уделять больше внимания вопросам развития культуры охраны труда как одного из главных элементов управления предприятием.

6) Для устранения правовой коллизии необходимо внести соответствующие изменения в Закон Санкт-Петербурга «О казачестве в Санкт-Петербурге», Закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» и уставы внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга, а также наделить полномочием по утверждению устава казачьих обществ внутригородские муниципальные образования Санкт-Петербурга.

7) Применение технологии виртуальной реальности в сфере художественного образования должно быть оправданным и уместным, ни в коем случае не являться самоцелью. Оптимальным вариантом представляется использование данной технологии в качестве вспомогательного обучающего инструмента. При этом необходимо всячески избегать отчуждения человека под воздействием цифровых технологий.


Доклады, отмеченные на конференции специальными дипломами:

Секция

"Экономика, финансы и управление"

Волков Владислав Александрович (Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова) - "Экономические показатели и факторы, влияющие на развитие физкультурно-спортивных услуг".

Секция

"Юридические науки"

Сорокина Юлия Николаевна (Саратовская государственная юридическая академия) - "Особенности защиты прав должника в приказном судопроизводстве в гражданском процессе" (научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Михаил Юрьевич Лебедев).


НАЧАЛСЯ ВЫПУСК МНОГОТОМНОЙ "ИСТОРИИ РОССИИ"

В Москве было представлено многотомное академическое издание "История России".


История России. Том 2. Фото: Александр Шалгин, Российское историческое общество

В последний раз многотомный труд по истории нашей страны выходил более полувека назад, во времена Советского Союза - это была "История СССР", издававшаяся в 1960 - 1970-е годы. С тех пор сменилось не только название нашего государства, но поменялось практические всё - и общественно-политический строй, и экономика, и культура, и идеология, и, наконец, международная обстановка. Необходимость нового фундаментального труда, посвящённого объективному и обстоятельному взгляду на нашу историю, давно назрела.

Ещё в 2013 году Президент Владимир Путин поддержал предложение историков о подготовке нового академического издания по истории России. Более 400 учёных из Института российской истории Российской Академии наук, других научных учреждений, а также музеев, архивов и библиотек в течение десяти лет трудились над этим глобальным проектом.

И вот, 23 апреля в Москве, в Доме Российского исторического общества на Воронцовом поле был представлен первый том новой "Истории России", выпущенный издательством "Наука". 

Как заявил на презентации председатель Российского исторического общества, глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин, "Это не просто полотно истории, теперь мы располагаем наиболее полным сводом достижений исторической мысли".

Выход подобного труда имеет не только научное, но и большое общественно-политическое значение. По словам Сергея Нарышкина, «Сегодня <…> прошлое вынужденно превращается нашими противниками в настоящее поле боя. Под их ударами оказываются даже давно доказанные, основанные на неопровержимых фактах истины - от роли советского солдата в освобождении Восточной Европы в годы Второй Мировой войны до исторического, языкового и культурного единства Древнерусского государства».

У современной России долгое время не было академически выверенного, концептуального изложения собственной истории. Как сказал по этому поводу директор Института российской истории РАН Юрий Петров, «В постсоветский период ситуация была такова, что за 30 лет у нас такого сводного обобщающего труда не возникло. Это был исходный пункт в понимании того, что издание этой серии необходимо для страны, для нашего общества. Это является академической, фундаментальной базой для научных исследований. Это издание будет неким “камертоном” при подготовке учебных пособий для средней школы и вузов».

Об особой значимости многотомника для сферы образования, и особенно для высшей школы, заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков: «История России - это фундаментальная дисциплина, преподаваемая во всех вузах страны, на всех направлениях подготовки. И для преподавателей этого курса появление соответствующего академического издания, серьёзно дополняющего готовящийся сейчас учебник, будет очень полезно».

В основе многотомника лежит принцип неразрывности и преемственности всех периодов отечественной истории, заложенный ещё Николаем Михайловичем Карамзиным в его знаменитой «Истории Государства Российского». Всего планируется выпустить 20 томов (29 книг), охватывающих период от появления на территории России первых людей до современности. Наряду с известными материалами, при работе над изданием были привлечены новые источники, позволившие по-новому оценить и интерпретировать многие события и факты.

Том, представленный на апрельской презентации, был посвящён самому началу древнерусской истории - обширному временному отрезку от Великого переселения народов до возникновения и расцвета Древней Руси (VI - середина XIII века). В этот период восточные славяне выходят на мировую историческую сцену, основывают первые города, создают собственную государственность и культуру. В написании труда объёмом свыше тысячи страниц участвовали более тридцати авторов из одиннадцати российских регионов. Кстати, древнерусские княжества называются в книге землями, что больше соответствует реалиям рассматриваемой исторической эпохи. 

Как отметил Юрий Петров, в вышедшем томе "приводится много фактов, доказывающих, что наша история неразрывна, и что народ, который зарождался в Древней Руси, был единым". Эта ключевая идея  неразрывности и единства истории нашего Отечества красной нитью проходит через всё многотомное издание.

С кратким содержанием томов "Истории России", как уже вышедших из печати, так и готовящихся к изданию, можно ознакомиться здесь.

ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ИСТОРИИ

Министерство науки и высшего образования разработало базовый учебно-методический комплекс по дисциплине "История России".


История России. Источник фото: Издательство "Наука"

Базовый учебно-методический комплекс по дисциплине «История России» включает в себя базовую рабочую программу и базовый фонд оценочных средств. УМК соответствует нынешнему стандарту исторического образования, представленному в «Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки»

Комплекс разработан по всем основным образовательным направлениям - социально-гуманитарному, естественнонаучному, педагогическому, инженерному, медицинскому, культура и искусство, техника и транспорт - для студентов всех форм обучения.

Как сказано в кратком вступлении к документу, преподавание истории России направлено, в первую очередь, на формирование исторического сознания как основы для понимания происходящих в современном мире событий. Отмечается, что "именно историческое сознание является наиболее существенной составляющей гражданской и национальной идентичности населения Российской Федерации".

Цель изучения истории России - "формирование у студентов общегражданской идентичности, основанной на понимании исторического опыта строительства российской государственности на всех его этапах, понимании того, что на всем протяжении российской истории сильная центральная власть имела важнейшее значение для построения и сохранения единого культурно-исторического пространства национальной государственности".

Кроме краткого содержания учебного материала, списка литературы и образцов тестовых заданий УМК содержит, например, рекомендации по проведению исторической реконструкции. Последняя признаётся как "особый метод исторического познания, опирающийся на изучение частично сохранившихся фактов и свидетельств прошлого и позволяющий его воссоздать и объяснить". Приводятся даже сценарии исторической реконструкции по отдельным историческим сюжетам. Кроме того, в качестве дополнительных методов изучения истории предлагаются знакомство с экспозициями музеев, проведение деловых игр, коллоквиумов, дискуссий и круглых столов.


Базовый учебно-методический комплекс по дисциплине «История России» (рабочая программа и фонд оценочных средств)

УКАЗ ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

В канун Дня Победы, 8 мая Президент Владимир Путин подписал Указ об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения.


Памятник Минину и Пожарскому. Фото: Larisa, источник: http://fotokto.ru/photo/view/5633399.htm

Историческое просвещение определяется в документе как "регулируемая государством деятельность по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России". Научные знания и образование составляют основу исторического просвещения.

Целями государственной политики в данной области выступают "формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей". Это предполагает сохранение памяти о значимых событиях и выдающихся личностях российской истории, популяризацию достижений отечественной науки и культуры, патриотическое и гражданское воспитание, а также "повышение престижа профессий, связанных с историческим просвещением".

В тексте Основ Россия понимается как "государство-цивилизация, сплотившее русский и многие другие народы на пространстве Евразии в единую культурно-историческую общность и внёсшее огромный вклад в общемировое развитие". Отмечается самобытный цивилизационный путь России в рамках мирового исторического процесса, подчёркивается преемственность всех этапов российской истории. 

Одна из важнейших задач государства на современном этапе - пресечение попыток фальсификации истории как в России, так и за рубежом, а в более широком смысле - противодействие деструктивной идеологии и информационной агрессии.

В Основах названы и основные механизмы реализации государственной политики в области исторического просвещения. Это выработка единой методологии преподавания истории (от дошкольных образовательных учреждений до вузов), создание общегосударственной линейки учебников по российской и всемирной истории, а также по истории родного края, государственная поддержка исторических и культурных проектов, реализуемых как государственными, так и общественными организациями, совершенствование института научной экспертизы, возрождение программ исторического просвещения в учреждениях культуры, образования и науки, развитие познавательного туризма, поддержка краеведения, замена иностранных образовательных платформ отечественными аналогами, разработка системы мониторинга публикаций по социально-гуманитарным наукам на основе показателей, независимых от зарубежных рейтингов, выпуск исторических кинофильмов и многое-многое другое.

Отдельно оговаривается необходимость создания системы государственного и общественного контроля над рынком компьютерных игр "для исключения неконтролируемого распространения цифровых продуктов, создающих искажённое представление о событиях отечественной и мировой истории, а также о месте и роли России в мире".

Эффективность обозначенных мер будет обеспечивать Межведомственная комиссия по историческому просвещению при Президенте России. Главным результатом проводимой политики должен стать рост чувства сопричастности граждан России к истории своей страны.

С полным текстом Указа об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения можно ознакомиться здесь.

ОБРАЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА ПУТИНА В СВЯЗИ С ТРАГЕДИЕЙ В КРАСНОГОРСКЕ

23 марта Президент Владимир Путин выступил с обращением к гражданам России в связи со страшным терактом в концертном зале "Крокус Сити Холл" в городе Красногорске.


Источник фото: сайт Президент России

Уважаемые граждане России!

Обращаюсь к вам в связи с кровавым, варварским террористическим актом, жертвами которого стали десятки мирных, ни в чём не повинных людей – наши соотечественники, в том числе дети, подростки, женщины. За жизнь пострадавших, тех, кто находится в тяжёлом состоянии, сейчас борются врачи. Уверен, они сделают всё возможное и даже невозможное для сохранения жизни и здоровья всех раненых. Особые слова благодарности экипажам скорой помощи и санитарной авиации, бойцам спецподразделений, пожарным, спасателям, которые делали всё, чтобы сохранить жизни людей, вывести их из-под огня, из эпицентра возгорания и задымления, избежать ещё больших потерь.

Не могу оставить без внимания помощь простых граждан, которые в первые минуты после трагедии не остались равнодушными и безучастными и наряду с врачами и сотрудниками спецслужб оказывали первую помощь, доставляли пострадавших в больницы.

Необходимую помощь окажем всем семьям, в чью жизнь пришла страшная беда, раненым и пострадавшим. Выражаю глубокие, искренние соболезнования всем, кто потерял своих родных и близких. Вместе с вами скорбит вся страна, весь наш народ. 24 марта объявляю днём общенационального траура.

В Москве и Подмосковье, во всех регионах страны введены дополнительные меры антитеррористического и противодиверсионного характера. Главное сейчас – не дать тем, кто стоит за этой кровавой бойней, совершить новое преступление.

Что касается расследования этого преступления и результатов оперативно-разыскных действий, то в настоящее время можно сказать следующее. Все четверо непосредственных исполнителей теракта, все те, кто стрелял, убивал людей, найдены и задержаны. Они пытались скрыться и двигались в сторону Украины, где, по предварительным данным, для них с украинской стороны было подготовлено окно для перехода государственной границы. Всего задержано 11 человек. Федеральная служба безопасности России, другие правоохранительные органы работают над выявлением, вскрытием всей пособнической базы террористов: тех, кто обеспечивал их транспортом, намечал пути отхода от места преступления, готовил схроны, тайники с оружием и боеприпасами.

Повторю: следственные и правоохранительные органы сделают всё, чтобы установить все детали преступления. Но уже очевидно, что мы столкнулись не просто с тщательно, цинично спланированным терактом, а с подготовленным и организованным массовым убийством мирных, беззащитных людей. Преступники хладнокровно и целенаправленно шли именно убивать, расстреливать в упор наших граждан, наших детей. Как когда-то нацисты, творившие расправы на оккупированных территориях, они задумали устроить показательную казнь, кровавую акцию устрашения.

Все исполнители, организаторы и заказчики этого преступления понесут справедливое и неизбежное наказание. Кем бы они ни были, кто бы их ни направлял. Повторю: мы установим и покараем каждого, кто стоит за спиной террористов, кто готовил это злодеяние, этот удар по России, по нашему народу.

Мы знаем, что такое угроза терроризма. Рассчитываем здесь на взаимодействие со всеми государствами, которые искренне разделяют нашу боль и готовы на деле реально объединять усилия в борьбе с общим врагом, международным терроризмом, со всеми его проявлениями.

Террористов, убийц, нелюдей, у которых нет и не может быть национальности, ждёт одна незавидная участь – возмездие и забвение. Будущего у них нет. Наш общий долг сейчас, наших боевых товарищей на фронте, всех граждан страны – быть вместе в одном строю. Верю, так и будет, потому что никто и ничто не может поколебать нашу сплочённость и волю, нашу решимость и мужество, силу единого народа России. Никому не удастся посеять ядовитые семена розни, панику и разлад в наше многонациональное общество.

Россия не раз проходила через тяжелейшие, порой невыносимые испытания, но становилась ещё сильнее. Так будет и сейчас.


Источник: Президент России

II ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ "ПЕРЕСВЕТ НАУКА 2023"

Под самый занавес уходящего 2023 года в Санкт-Петербурге прошёл II Всероссийский форум "Пересвет Наука 2023".


Идея провести в конце года некое масштабное мероприятие, которое бы подводило итог исследованиям в области социально-гуманитарных наук, возникла в рядах Ассоциации "Пересвет" поздней осенью 2021 года. Тогда же была предпринята робкая попытка её реализовать - в итоге, два года назад состоялся первый Всероссийский научный форум с нехитрым названием "Пересвет Наука". Эксперимент был признан удачным, мероприятие получило отклик, и вот теперь, в декабре уже 2023 года эту попытку решили повторить. И пусть пока у организаторов достаточно скромные возможности, в обозримом будущем форум вполне может стать достойным завершением научных поисков за уходящий календарный год.

Как и в первый раз, форум состоял из двух частей - основной, которая включала небольшое пленарное заседание и тематические секции ("Культура и искусство", "История и социология", "Экономика, финансы и управление", "Право", "Педагогика и психология", "Междисциплинарные исследования"), и профильной. В последнюю вошли круглый стол по вопросам образования, небольшая конференция, посвящённая филолого-литературоведческим исследованиям, и конкурс студенческих научных работ.

И поскольку по итогам первого форума был издан не просто содержательный, но и весьма красочный сборник, все, - и участники, и гости, и просто интересующиеся наукой - с нетерпением будут ждать выхода материалов второго форума "Пересвет Наука 2023".

Доклады, отмеченные дипломами на основной части форума:

Секция

"Культура и искусство"

Вань Динчэн (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица) - "Тибетская тханка: к вопросу стиля" (научный руководитель: доктор искусствоведения, доцент, профессор Ольга Борисовна Элькан).

Секция

"Экономика, финансы и управление"

Абдуллина Аделя Марселевна (Казанский государственный энергетический университет) - "Проблемы входа на рынок и выхода с рынка".

Секция

"Педагогика и психология"

Мезенина Наталия Владимировна (Средняя общеобразовательная школа № 48, г. Новоуральск) - "Инновации в обучении английскому языку".


IV ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГУМАНИТАРНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК"

В Санкт-Петербурге прошла ежегодная конференция, посвящённая актуальным направлениям исследований в области социально-гуманитарных наук.

Конференция "Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук" традиционно проходит в конце года, в ноябре-декабре. Исключением стал лишь 2022 год, когда в силу организационных причин мероприятие не проводилось. 

Конференция, как написано в её Программе, была посвящена рассмотрению актуальных вопросов в сфере социально-гуманитарных исследований, выявлению перспективных направлений исследовательской работы и обмену научным опытом.

Общее число участников составило более 30 человек, представлявших различные российские вузы. Была организована работа 9 секций, в рамках которых было представлено более 20 докладов и сообщений. Как и на других недавних мероприятиях, проведённых Ассоциацией "Пересвет", на данной конференции также прослеживалась, хотя и в более скромном виде, культурная тематика (сюжеты, связанные с преподаванием музыки и изучением современной литературы). Однако большая часть затронутых тем была всё же связана с педагогикой и психологией. Сборник по итогам конференции организаторы обещают издать в начале 2024 года.

Доклады и сообщения, отмеченные специальными дипломами:

Секция

"Мировая экономика и международные отношения"

Батраков Никита Романович (Северо-Кавказский федеральный университет) - "Содружество Независимых Государств как инструмент вынужденной антистрессовой меры".

Секция

"Педагогика и психология"

Чистякова Ирина Георгиевна, Плешко Анатолий Андреевич (Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке) - "Работа с начинающими певцами над поэтическим текстом в романсах русских композиторов".


Секция

"Филология. Лингвистика. Литература"

Кузьмина Антонида Петровна, Григорьева Евгения Владимировна (Средняя общеобразовательная школа № 3 города Якутска) - "Об истоках патриотизма (тема Малой Родины в лирике Эдуарда Корнилова)".

Черемных Юлия Александровна (Пермский государственный национальный исследовательский университет) - "Ассоциативный эксперимент как метод изучения концептов".

ЗАЩИТИТЬ ДИССЕРТАЦИЮ СТАНЕТ ПРОЩЕ

Правительство внесло изменения в порядок защиты кандидатских диссертаций.

Аспиранты и соискатели смогут теперь защитить кандидатскую диссертацию в виде научного доклада, подготовленного на основе опубликованных ранее работ. Более того, если у аспиранта-очника есть не менее десяти публикаций, значимых с точки зрения развития науки и техники, он может представить по ним на защите обзорный доклад. Такая новация сократит бюрократические и организационные издержки, связанные с выходом на защиту диссертации, а самое главное - освободит драгоценные время и силы для исследовательской работы.

Применительно к докторским диссертациям подобный порядок был введён два года назад, в 2021 году. В частности, у соискателей докторской степени в области гуманитарных, общественных и экономических наук должно быть не менее 50 научных публикаций.

Изменения также коснутся диссертационных советов – появится возможность создавать «разовые» советы для защиты конкретных научных работ, если их тематика не совпадает с компетенциями постоянно действующего в вузе или научном институте диссертационного совета.

Начнёт, наконец, последовательно внедряться в процесс государственной научной аттестации электронный документооборот. С апреля 2024 года все аттестационные дела будут рассматриваться только в электронном виде.

Не секрет, что в новейший период российской истории отечественная наука столкнулась с очень серьёзными вызовами. И дело было не в одном только хроническом недофинансировании, хотя оно, несомненно, сыграло свою зловещую роль. Нарушалась преемственность научных школ, из науки уходили молодые, перспективные кадры. Потери здесь были, надо сказать, весьма и весьма ощутимые. По словам секретаря Совета Безопасности Николая Патрушева, число научных сотрудников в России за последние два десятилетия сократилось примерно на 25%. Однако основной костяк специалистов, судя по всему, удалось всё же сохранить.

Как известно, к основным мерам поддержки научных работников традиционно относят повышение зарплат и обеспечение жильём, и это, конечно, правильно, это очень хорошо. Но только этим поддержка учёных, и особенно молодых специалистов, ограничиваться не должна. Крайне важно создавать в целом благоприятные условия для исследовательской работы и научного поиска. И меры по совершенствованию научной аттестации, о которых говорилось выше, как раз находятся в этом ряду. Сюда же надо отнести и работу по созданию в нашей стране университетских комплексов мирового уровня. Так, к 2028 году планируется построить 17 университетских кампусов, причём не только в Москве и Петербурге, но и в Новосибирске, Екатеринбурге, Калининграде, Челябинске и многих других городах.

И, кстати, о численности учёных - немного статистики. Наконец-то наметилась положительная динамика! По данным Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, число научных сотрудников в России в 2022 году впервые выросло за последние годы - до 669,9 тыс. человек (на 7,2 тыс., или на 1,1%, по сравнению с 2021 годом). Впрочем, численность научных кадров пока всё ещё отстаёт от уровня 2010 года - в 736,5 тыс. человек.

России удалось удержаться в пятёрке мировых лидеров по такому показателю, как эквивалент полной занятости в науке (отражает время, фактически израсходованное научным персоналом на выполнение исследований и разработок) - 737 тыс. человеко-лет. Первую строчку в этом рейтинге занимает Китай с недостижимыми 5,716 млн. человеко-лет (!), за ним следуют США (2,415 млн.), Япония (942 тыс.) и Германия (754 тыс.).

Также отмечается постепенное омоложение российских научных кадров. Численность учёных до 30 лет выросла за 2022 год на 1%, в возрасте 30-39 лет - на 0,1%, 40-49 лет - на 4,8%. При этом число учёных старшего возраста сократилось: в диапазоне 50-59 лет - на 4,4%, 60-69 лет - на 2,6%. В целом за 2010 - 2022 годы доля молодых учёных в возрасте до 39 лет выросла с 35,5% до 44,1%, в возрасте 40-49 лет - с 14,7% до 19,3%.

Возрастная структура научных работников (в %). Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ