Наши новости

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

В ПЕТЕРБУРГЕ ПРОШЛА КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЁННАЯ ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

"Человек в современном мире" - так называлась конференция, которую Ассоциация "Пересвет" провела в рамках Года педагога и наставника. Мероприятие было также приурочено к прошедшему Дню учителя, который традиционно отмечается 5 октября.

Год педагога и наставника. Логотип @ Центр просветительских инициатив Минпросвещения России

Год педагога и наставника объявлен Президентом России «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность». Решение посвятить этот год учителю подтверждает значимость той великой гуманистической миссии, которая лежит в основе педагогической профессии, а вернее говоря - служения. Ведь именно талантливый педагог, опытный наставник открывает детям путь к познанию и развитию, к достижениям и открытиям, формирует в каждом ребёнке ценностные ориентиры, позволяет найти себя и своё призвание, стать счастливым и самодостаточным человеком. Кстати, 2023 год был выбран отнюдь неслучайно - в этом году исполнилось 200 лет со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.

Год педагога и наставника – это не только выражение благодарности, признательности и любви нашим дорогим учителям, это ещё и прекрасная возможность для профессионального развития, расширения кругозора, знакомства с коллегами и восприятия новых идей - всему этому как раз и была посвящена конференция "Человек в современном мире".

На предложение принять участие в мероприятии откликнулись специалисты из ведущих научных и учебных центров России, включая новые регионы. Что отрадно, не обошли его вниманием и молодые исследователи - студенты и аспиранты, кому сюжеты педагогики близки хотя бы в силу возраста. Были среди участников и иностранные гости - аспиранты из Китайской Народной Республики.

О широте затронутых на конференции тем говорят названия секций - "Историческое наследие российской педагогики", "История мировой педагогической мысли", "Семейная педагогика", "Дошкольная и школьная педагогика", "Тенденции и вызовы современного образования", "Цифровые технологии в образовании", "Наставничество и волонтёрское движение" и другие.

И хотя педагогическая проблематика регулярно присутствует в мероприятиях Ассоциации, прошедшая конференция стала первым масштабным проектом, целиком посвящённым вопросам обучения, воспитания и образования. Возможно, данный опыт организаторам следует взять на заметку и повторить его в следующем году, а ещё лучше - сделать конференцию постоянной, ведь издавался же Ассоциацией в своё время отдельный тематический сборник по педагогике и психологии, который, кстати, так и назывался - "Человек в современном мире".

Наиболее интересные доклады, отмеченные специальными дипломами:

Секция

"Цифровые технологии в образовании"

Меттини Эмилиано (Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова), Вигель Нарине Липаритовна (Ростовский государственный медицинский университет) - "Виртуальная образовательная среда как тренд современной образовательной системы".

Секция

"Методики и технологии обучения"

Рыбальченко Юлия Сергеевна (Сургутский государственный университет) - "Роль внеучебной деятельности в развитии социальной компетентности студентов".

Черных Наталья Сергеевна (Сибирский федеральный университет) - "Значимость и актуальность развития самоменеджмента для студента вуза в рамках современных образовательных трендов".


ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В XXI ВЕКЕ: ИТОГИ, ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ" ПРОШЛА В ЧЕТВЁРТЫЙ РАЗ

15 сентября в Санкт-Петербурге прошла ежегодная междисциплинарная конференция, посвящённая актуальным направлениям исследований в области социально-гуманитарных наук.

Конференция "Социальные и гуманитарные науки в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы" традиционно проводилась в феврале - марте и была приурочена к Дню российской науки. В этом году, в силу организационных причин, она прошла в сентябре, однако от вынужденного переноса тематика и актуальность мероприятия нисколько не пострадали.

Как и прежде, целью конференции было выявление актуальных направлений исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук, а заявленные доклады представляли широкую палитру тем. Однако были и свои нюансы. Особое внимание на этот раз получили вопросы развития искусства и, в частности, кинематографа в современных реалиях. Об этом красноречиво говорит содержание самой первой секции, которая так и называлась - "Культура и искусство". Здесь мы видим и отражение тематики войны в российском кино, и преломление классической музыки в произведениях современных композиторов, и вопросы трансформации телевизионного жанра на примере реалити-шоу.

Таким образом, можно заметить перенос внимания с сюжетов сугубо "утилитарных" - экономических и правовых, как было на прежних конференциях, на вопросы культуры и творчества (хотя, как и раньше, число докладов на секциях по экономике и праву было достаточно велико). Подобная смена акцентов, надо признать, весьма показательна. Посмотрим, станет ли это тенденцией для последующих научных мероприятий.

Выход сборника по итогам конференции ожидается до конца текущего года (очень бы хотелось увидеть его поскорее!). А в завершение сообщаем имена участников конференции, получивших дипломы за наиболее интересные и актуальные доклады:

Секция

"Культура и искусство"

Ланина Лилия Анатольевна, Малышев Антон Владимирович, Хакимов Искандер Камронович (Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова ) - "Генезис жанра «реалити»: вопросы трансформации".

Мищенко Игорь Евгеньевич (Челябинский государственный институт культуры) - "Отражение военной культуры в российском кинематографе и литературе начала XXI в.: сравнительный анализ жанрово-тематических особенностей".

Пашкин Олег Викторович (Музей композитора Назиба Жиганова – филиал Национального музея Республики Татарстан) - "Особенности преломления классических форм в симфонической музыке Н.Г. Жиганова (на примере Симфонии № 11)".

Секция

"Экономика, финансы и управление"

Романова Светлана Валентиновна, Вильченко Ольга Сергеевна (Институт сферы обслуживания и предпринимательства - филиал Донского государственного технического университета) - "ФСБУ 5/2019 «Запасы» и МСФО (IAS) 2 «Запасы»: проблемные вопросы применения федеральных и международных стандартов в учете материальных оборотных активов и возможные способы их преодоления".

Секция

"Юридические науки"

Ивченко Вероника Александровна (Российский государственный университет правосудия) - "Общество с ограниченной ответственностью в системе юридических лиц".

Секция

"Педагогика и психология"

Ионина Любовь Анатольевна (Марийский государственный университет) - "Отечественный и зарубежный опыт внедрения фольклорного игрового компонента в процесс работы с детьми дошкольного возраста".

Смирнов Руслан Сергеевич (Шуйский филиал Ивановского государственного университета) - "Силовая подготовка юношей 16 – 17 лет: сравнительный анализ эффективности занятий с учетом и без учета параметра темпа выполнения упражнений".

ТРЕТЬЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА, ЧЕЛОВЕК В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ"

Завершилась третья ежегодная конференция "Общество, культура, человек в цифровую эпоху. Медиаэкономика, медиаполитика, медиакультура".

На конференции продолжилось обсуждение вопросов развития цифрового общества, которые были подняты чуть менее месяца назад, на ещё одной конференции, организованной Ассоциацией "Пересвет". На этот раз акцент был сделан не только на использовании искусственного интеллекта и экономических аспектах цифровизации, но и на вопросах образования, права, психологии и современной культуры. Конференция прошла в две сессии - июльскую (7 июля) и августовскую (15 августа).

Вообще, тематика представленных докладов оказалась весьма широкой и разнообразной. В каком-то смысле конференция вернулась к изначальному замыслу её организаторов - обсуждению роли медиа в различных областях нашей жизни. Среди затронутых тем, например, - эффективность цифровой коммуникации, роль "клипового мышления" в изучении высших когнитивных процессов, вопросы сохранения культурного наследия в цифровую эпоху. Не была обойдена вниманием и современная культура - доклад про цифровые аватары как способ самовыражения, несомненно, стал одним из самых интересных в программе.

Несмотря на небольшое число участников (спишем это досадное обстоятельство на разгар летнего сезона), по содержательному наполнению состоявшуюся конференцию вполне можно признать успешной. Расширилось и международное присутствие - среди участников, пусть и в удалённом формате, были представители Китая и Узбекистана. Осталось теперь дождаться зримого воплощения результатов прошедшего мероприятия - сборника научных статей.

А пока сообщим имена и фамилии участников, удостоенных диплома за наиболее интересные и актуальные доклады:

Секция "Общество в цифровую эпоху"

Королькова Мария Викторовна (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») - "Каналы восходящей социальной мобильности: опыт пяти программ поддержки молодёжи".

Секция "Цифровая экономика

- экономика знаний и инноваций"

Таджиева Диёра Рустамовна (Ташкентский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Республика Узбекистан) - "Человеческий капитал на разных уровнях в условиях цифровой экономики".

Секция "Право в цифровую эпоху"

Бронзов Семён Сергеевич (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова) - "СМИ как институт гражданского общества: право на доступ к информации и право на свободу слова" (Диплом призёра).

Секция "Образование в цифровую эпоху"

Лян Вэйи (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова) - "Новые идеи для развития образования – наступление эры цифрового образования".

Секция "Психология человека

и социума в цифровую эпоху"

Юмангулов Марат Ринатович (Московский педагогический государственный университет) - "Использование понятия «клиповое мышление» при изучении высших когнитивных процессов".

Секция "Экология культуры: проблемы сохранения

и актуализации культурного наследия в цифровую эпоху"

Гуань Бовэнь, Цуй И (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова) - "Устойчивое управление культурным наследием в цифровую эпоху: возможности и вызовы".

Секция "Искусство и массовая культура 

в цифровую эпоху. Новые смыслы и новая эстетика"

Лукьянова Алиса Владимировна (Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва) - "Цифровые аватары в видеоиграх как метод самовыражения современного человека".

ВТОРАЯ ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ"

Ассоциация "Пересвет" продолжает проведение крупных научных мероприятий. В середине июня в Санкт-Петербурге, уже во второй раз, прошла конференция с международным участием, посвящённая актуальным вопросам социального развития в условиях цифровизации.

Конференция состоялась в дни XXVI Петербургского международного экономического форума, проходившего в Северной столице 14 - 17 июня. И хотя она никак не была связана с Форумом ни организационно, ни тематически, обращает на себя внимание близость тем, - или как принято теперь говорить, треков, - представленных в программах обоих мероприятий. Это и обеспечение технологического суверенитета, и внедрение систем искусственного интеллекта, и адаптация российской экономики к санкционному давлению, и поиск новых источников экономического роста. Подобное совпадение, конечно, далеко не случайно, поскольку поднятые и на Форуме, и на конференции вопросы отражают объективные тенденции сегодняшнего дня. 

В мероприятии приняли участие преподаватели, научные работники, аспиранты и студенты ведущих университетов Москвы, Санкт-Петербурга, других российских городов и регионов. Также среди участников были руководители государственных и частных компаний. Зарубежные страны были на этот раз представлены Монголией.

Конференция позволила обозначить перспективные направления социально-гуманитарных исследований в условиях уже не просто стремительного, а, прямо скажем, головокружительного развития информационно-цифровых технологий.

Наиболее интересные, по мнению оргкомитета и участников Конференции, доклады были отмечены дипломами, вот их список:

Секция "Искусственный интеллект:

возможности, вызовы, перспективы"

Ипполитов Олег Александрович (Троллейбусный парк № 6 СПб ГУП «Горэлектротранс», г. Санкт-Петербург) - "Искусственный интеллект на общественном транспорте".

Секция "Экономика и управление"

Енченко Дмитрий Борисович (Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург), Тупикин Евгений Борисович (ООО «Ясно Групп», г. Санкт-Петербург) - "Анализ развития обрабатывающего производства в Российской Федерации".

Вахрушева Ксения Петровна (Южный университет «ИУБиП» (Институт управления, бизнеса и права), г. Ростов-на-Дону) - "Антироссийские санкции и их влияние на логистику: логистические риски".

Секция "Язык в цифровую эпоху"

Мудаев Андрей Иванович (Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, Республика Калмыкия, г. Элиста), Навашева Валентина Александровна (Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, Республика Калмыкия, г. Элиста) - "Анализ способов образования неологизмов в китайском языке (на примере заимствований английского игрового сленга)".


ПЕРВЫЙ КРУПНОФОРМАТНЫЙ!

Ассоциация "Пересвет" выпустила первое крупноформатное издание - это материалы Всероссийского научного форума «Пересвет Наука 2021».

В сборник вошли избранные материалы Всероссийского научного форума "Пересвет Наука 2021", посвящённого актуальным направлениям социально-гуманитарных исследований. 

Сборник состоит из разделов «Наука, культура, образование», «Социологические науки. Демография. Статистика», «Политика и международные отношения», «Экономика и управление», «Педагогика и психология», «Филология. Лингвистика. Массовые коммуникации».

Первостепенное внимание на страницах издания уделяется всепроникающему влиянию цифровизации на самые разные стороны нашей действительности, будь то экономика, политика, культура или повседневная жизнь. В особенной степени воздействие виртуально-цифровых технологий проявляется в сфере образования, и речь идет не просто о повсеместном внедрении элементов дистанционного обучения, что во многом было вызвано распространением пандемии коронавируса, но о радикальном изменении самой образовательной парадигмы, когда на смену полученному когда-то «раз и навсегда» базовому образованию приходит концепция непрерывного образования «длиною в жизнь».

В материалах книги получили отражение и актуальные вопросы экономического и социального развития, связанные, в частности, с динамикой изменения доходов населения и показателями социально-экономического благополучия. Также затрагиваются проблемы гендерного равенства, характеризуются современные подходы в индустрии маркетинга, рассматривается особая роль языка как инструмента коммуникации в системе международных и межгосударственных отношений.

Прошедший форум планируется сделать ежегодным. Что же касается сборника, то его красочное оформление следует признать несомненным успехом Ассоциации "Пересвет", сделавшей ещё один шаг в развитии своей издательско-полиграфической деятельности!

ИЗДАН СБОРНИК ТРУДОВ III ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГУМАНИТАРНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК"

Опубликованы материалы III Всероссийской конференции с международным участием "Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук".

По сравнению с материалами прошлых конференций, которые издавались в двух частях, материалы данной конференции уместились в одну компактную книжку. 

В отличие от изданий прошлых двух лет, когда преобладающее количество статей было посвящено экономическим сюжетам или вопросам педагогики, материалы вышедшего сборника в тематическом плане распределены более равномерно. Теперь на его страницах представлены если не все социально-гуманитарные науки, то, по крайней мере, значительная их часть - это история, философия, культурология, социология, экономика, право, педагогика. Нашлось даже место для современной сетевой поэзии!

Организаторы конференции намерены продолжить её проведение и в дальнейшем (напомним, что конференция является ежегодной), а значит, в скором времени нас будут ждать новые интересные сборники, посвящённые актуальным вопросам социально-экономического и культурного развития.

ОПУБЛИКОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА"

Вышел из печати сборник трудов Всероссийской конференции "Человек. Общество. Культура. Антропологический подход в социально-экономических и гуманитарных науках".

Как сказано в аннотации к сборнику, "Антропологический подход направлен на целостное познание человека в разнообразных проявлениях его индивидуального и общественного бытия. Различные направления исследований словно бы сходятся в одной ключевой точке – проблеме человека, которая проецируется на все области современного научного знания в социально-экономической и гуманитарной сферах".

Несмотря на небольшой объем издания, в представленных материалах затрагивается самый широкий спектр сюжетов – это и меняющаяся роль политических партий в современной общественной жизни, и проблема трудоустройства в предпенсионном возрасте, и влияние компьютерных игр на словарный состав русского языка, и вопросы перевода аудиовизуального контента на стриминговых сервисах.

Особое внимание, что вполне закономерно, уделяется вопросам образования, а именно влиянию информационных и цифровых технологий на образовательные процессы. Ключевым вопросом в этой связи является институционализация дистанционного образования, которая еще далека от своего завершения.

А открывает сборник (раздел «История. Этнология. Антропология») статья на историко-культурологическую тему, посвященная проблемам взаимного культурного влияния народов древней Евразии (в частности, речь идёт об истории древних тюрок). В сюжете этой статьи пересекаются вопросы истории, археологии и исторической антропологии, что представляется вполне символичным и показательным для заявленной тематики издания.

Составители выражают надежду, что сборник "станет приглашением к дальнейшим исследованиям феномена человека, причем как в широком историческом контексте, так и в разрезе современных социально-экономических, культурных и технологических реалий, меняющихся на наших глазах со стремительной скоростью".

ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЕНА В МУЗЕЯХ И КНИГАХ

Президент Владимир Путин поручил Правительству представить предложения по изучению истории Специальной операции.

26 апреля Владимир Путин поручил Министерству науки и высшего образования совместно с Министерством обороны и Российской Академией наук проработать вопрос об организации изучения истории Специальной военной операции. Соответствующие предложения должны быть подготовлены до конца сентября 2023 года. Одновременно с этим Министерству культуры, Министерству просвещения, Минобрнауки и Минобороны совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при участии «Российского исторического общества» и общественных объединений, осуществляющих поисковую работу, поручено обеспечить создание музеев (региональных, муниципальных, на базе образовательных организаций), посвященных событиям Специальной операции и подвигам её участников. Первые музеи должны быть открыты до конца текущего года. Данные поручения подготовлены по итогам встречи с представителями общественных патриотических и молодёжных организаций, которая состоялась 2 февраля 2023 года в музее-панораме «Сталинградская битва».

Это уже не первые поручения, которые за последнее время Президент даёт историкам через Правительство. Так, 11 декабря 2022 года был принят перечень поручений по результатам встречи с историками и представителями традиционных религий России, прошедшей 4 ноября 2022 года. В нём Правительству совместно с Российской Академией наук, "Российским историческим обществом", "Российским военно-историческим обществом" и Российским обществом "Знание" предписывалось  разработать механизмы популяризации среди молодёжи современных научных знаний, связанных с историей России. Министерству просвещения было предложено проработать вопрос об объединении учебных курсов «История России» и «Всеобщая история» в рамках основного общего и среднего общего образования, а также рассмотреть возможность проведения занятий по истории субъектов Российской Федерации (курс "История родного края") в краеведческих музеях. Минобрнауки совместно с Межведомственной комиссией по историческому просвещению и "Российским историческим обществом" должно рассмотреть вопрос о разработке и внедрении в программы высшего образования учебного курса «История религий России». И, наконец, в преддверии второго саммита "Россия - Африка" (должен пройти в июле 2023 года в Санкт-Петербурге) Минобрнауки совместно с Академией наук и Российским историческим обществом было поручено обеспечить включение в планы работы научных институтов и вузов специальных научных исследований, посвящённых истории и последствиям колониальной политики европейских стран в Африке и на других континентах.

НОВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков представил новую систему высшего образования, которая придёт на смену Болонской системе.


Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова на Воробьёвых горах. Источник фото: https://egevpare.ru

Российское высшее образование будет состоять из трёх ступеней. Об этом Валерий Фальков сообщил на расширенном заседании Российского союза ректоров, которое прошло 19 апреля в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. 

Первая ступень - базовое высшее образование сроком от 4 до 6 лет. Оно заменит бакалавриат и специалитет, от противопоставления которых давно уже пора уйти. Базовое (основное) высшее образование с гибкими сроками обучения и актуальными учебными программами возьмёт от бакалавриата и специалитета всё самое лучшее.

По словам В. Фалькова, «Очевидно, что образование должно держать баланс между фундаментальными и прикладными областями знаний в условиях меняющихся задач экономики и рынка труда. При этом с учетом поручения Президента России одна и та же программа в соответствии с целями и потребностью работодателей может быть реализована в разные сроки. Надо дифференцировать сроки подготовки специалистов с высшим образованием в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности». 

При реализации программ базового (основного) высшего образования должны быть сохранены принципы междисциплинарности, а также усилены практико-ориентированные подходы подготовки кадров. Университеты, работодатели и государственные ведомства  будут совместно устанавливать сроки обучения по каждой программе. Главное же, чтобы человек с базовым высшим образованием мог свободно строить карьеру и без диплома магистра.

Вторая ступень - специализированное высшее образование. По сути это та же магистратура продолжительностью 1 - 2 года, плюс ординатура и ассистентура (стажировка). Реформированию магистратуры вообще уделено особое внимание. Как отметил Фальков, «Последние 20 – 25 лет магистратура по большей части является продолжением высшего образования первого уровня. Таким образом, она пока не выполняет функции настоящего углубленного уровня высшего образования. В новой системе высшего образования необходимы серьезные трансформации магистратуры, ее усовершенствование (как структурное, так и содержательное)». Магистратура, в первую очередь, должна обеспечивать углубленную подготовку кадров.

Введение специализированного высшего образования предполагает следующие изменения:

- Поступление возможно только после окончания базового (основного) высшего образования на конкурсной основе с возможностью бесплатного обучения;

- Совершенствование правил приёма: на программы специализированного обучения невозможно будет поступить без профильного или смежного базового высшего образования;

- Специализированное образование должно стать более престижным в системе высшего образования, в том числе за счёт увеличения бюджетных мест;

- Разделение специализированного образования на академическое и профессиональное. Последнее может софинансироваться отдельными компаниями и целыми отраслями.

Третья ступень - аспирантура (адъюнктура). Она направлена на подготовку научных и научно-практических кадров. Поступить в аспирантуру смогут те, кто получил базовое высшее образование, но со сроком обучения не менее 5 лет, или выпускники магистратуры.

Итак, если суммировать всё сказанное, то в рамках первой ступени студентам в основном будут преподавать практико-ориентированные дисциплины. Подготовкой же будущих учёных займутся в магистратуре и в большей степени - в аспирантуре.

Перемен в области образования будет много, и коснутся они не только формы и сроков обучения, но и содержательной части. Прежде всего, будут переработаны перечни специальностей (направлений подготовки) и образовательных программ, которые необходимо привести в соответствие с современным состоянием технической мысли и тенденциями развития мировой науки. Действующий перечень был утвержден более десяти лет назад - в 2012 году. 

Квалификация должна теперь отражать область профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник вуза. Срок обучения по каждому направлению будет определяться, исходя из текущих потребностей экономики и требований рынка труда. В дипломе, помимо уровня образования и направления подготовки (специальности), будет указываться и количество лет обучения.

А. К.

Источники: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российская газета




С 1 СЕНТЯБРЯ СТУДЕНТЫ БУДУТ ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ РОССИИ ПО ОБНОВЛЁННОЙ ПРОГРАММЕ

2 февраля Экспертный совет по развитию исторического образования при Министерстве науки и высшего образования утвердил Концепцию преподавания истории России для студентов вузов, обучающихся по неисторическим специальностям и направлениям подготовки.

Большая аудитория Исторического факультета СПбГУ. Источник фото: сайт СПбГУ

Первостепенное внимание в Концепции отводится многовековому развитию российской государственности, особой роли России в мировой истории. В основе Концепции лежит представление о единстве исторического процесса, понимаемого как поступательное развитие всего человечества. На конкретных исторических примерах показывается процесс формирования многонационального и многоконфессионального российского народа, раскрывается созидательный характер Российского государства, подчёркивается вклад народов России в развитие общества, экономики, науки и культуры.

Концепцию разработали ведущие специалисты Института всеобщей истории и Института российской истории Российской Академии наук. Как сказал директор ИРИ РАН, член Президиума Российского исторического общества Юрий Петров, "С самого начала мы поставили перед собой задачу интегрировать в содержание курса материалы по истории всеобщей, поскольку наша страна развивается в тесной связи с мировыми процессами. Также мы уделили внимание региональной и отраслевой истории".

Участвовавший в заседании Экспертного совета председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин отметил, что концепция была разработана в целях перехода к единому содержанию курса истории России во всех вузах страны: "Глубоко убежден в том, что тысячелетняя история России <…> — это наше общее достояние, наше общее наследие. И у каждого молодого человека, живущего в нашей стране, есть неотъемлемое право знать эту историю". По словам Сергея Нарышкина, принятый документ "устанавливает требования к уровню знаний, которыми должен обладать студент, а не к методам достижения образовательного результата".

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул, что "История, как наука и учебная дисциплина, формирует отношение общества к своему прошлому, учит по-новому смотреть на настоящее, формирует целостное мировоззрение". В нынешних условиях вузам следует обратить особое внимание на кадровое и методическое обеспечение преподавания истории. "Нагрузку в 4 зачетные единицы надо рассматривать, в первую очередь, как возможность развития кадрового потенциала и кадрового усиления соответствующих кафедр. В этой связи мы рекомендуем ректорам вузов привлекать молодых специалистов к преподаванию истории", - пояснил Валерий Фальков.

Обновлённый курс истории вводится в российских вузах с 1 сентября 2023 года. Он насчитывает не менее 144 часов, 80 % из которых отводятся на классические лекции и семинары. А в самое ближайшее время начнётся подготовка методических материалов для вузов, разработка специальных курсов повышения квалификации для преподавателей. В перспективе - создание новых учебников по истории России.

P. S. 21 февраля, в Послании к Федеральному Собранию Владимир Путин предложил вернуться к традиционной для нашей страны системе высшего образования со сроком обучения от четырёх до шести лет. Если профессия требует узкой специализации, у студента будет возможность продолжить образование в магистратуре или ординатуре. Аспирантура может быть выделена в отдельный уровень профессионального образования, связанный с подготовкой кадров для преподавательской и научной деятельности. "У молодежи, у наших граждан должны появиться новые возможности для качественного образования, для трудоустройства, профессионального роста. Повторю еще раз: возможности, а не проблемы", - сказал Президент.


Источник: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации


Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки